6 социальных навыков, которые важно освоить каждому ребенку (и взрослому, вообще-то, тоже)

6 социальных навыков, которые важно освоить каждому ребенку (и взрослому, вообще-то, тоже) - слайд

© Лиза Стрельцова

Повседневное общение как способ развития полезных навыков

Часто можно услышать о том, что детям важна социализация. Это действительно так — чем раньше и качественнее ребенок усвоит важные социальные навыки, тем проще ему будет адаптироваться к жизни в садике и школе, заводить новых друзей, работать в коллективе и чувствовать себя комфортно в окружении других людей.

Согласно современным исследованиям, дети с хорошо развитыми социальными навыками успешнее проявляют себя во взрослой жизни, проще решают проблемы и конфликты, меньше подвержены стрессу. Хорошая новость заключается в том, что социальные навыки можно приобрести и отточить — так же, как умение ходить, читать и кататься на велосипеде.

Чтобы ребенок усвоил все необходимые социальные навыки, его не обязательно сдавать в сад с полутора лет — все азы взаимодействия с другими людьми он все равно получит в семье. Поэтому родителям важно уделять внимание тому, какие паттерны взаимодействия с людьми преобладают у них дома. Вот шесть базовых социальных навыков, которые можно назвать самыми важными в жизни любого человека.

Умение делиться

Готовность поделиться с другими игрушкой или угощением помогает детям легко устанавливать контакт и заводить дружбу с другими детьми. По данным исследования, опубликованного в журнале Psychological Science, дети в возрасте двух лет уже могут испытывать желание делиться с другими, правда, только в том случае, если ресурсов (например, игрушек) у них в избытке.

Дети в возрасте от трех до шести лет не очень любят делиться с другими, особенно в тех случаях, когда им приходится отдавать часть чего-то, что им нравится. Однако многие без проблем могут поделиться игрушкой, которая им уже надоела.

Исследования показали, что делиться любят дети, чьи потребности удовлетворены (например, перед этим они наигрались или наелись вкусного вдоволь) — в этом случае возможность разделить свою радость с другими становится для них дополнительным источником удовольствия и положительно сказывается на их самооценке.

Как этому научить?

Не стоит насильно заставлять ребенка делиться своими вещами — так вы только усугубите нежелание ребенка делиться и закрепите за процессом негативные эмоции. Лучше не форсировать события, а просто обращать внимание ребенка на ситуации, в которых кто-то с кем делится (например, в мультиках или на детской площадке), а также обсуждать с ним эмоции тех, кто делится, и тех, с кем чем-то делятся. Отмечайте все случаи, когда ваш ребенок искренне и добровольно чем-то поделился, хвалите и благодарите его.

Командная работа

Работая в команде, люди совместно прилагают какие-то усилия для достижения общей цели. Дети, обладающие навыками работы в команде, более уважительно относятся к чужому труду, активнее принимают участие в решении коллективных задач и охотнее помогают другим.

Кстати, навык совместной работы пригождается не только во время командных игр, в школе или на работе, но и в отношениях в паре или семье. Примерно к возрасту трех с половиной лет дети начинают осваивать азы командной работы. Причем командной работой в данном случае считается все, что угодно: от совместной сборки конструктора до игры, которая вовлекает в себя сразу несколько участников.

Играя совместно, дети имеют возможность попробовать разные роли: кому-то понравится роль руководителя, а другим будет комфортнее в роли исполнителей.

Как этому научить?

Поговорите с ребенком о важности и пользе командной работы. Придумайте задания, которые вы можете выполнять всей семьей. Отметьте важность вклада каждого в совместный результат, обратите внимание ребенка на то, как многого можно добиться, работая вместе.

Умение слушать

Уметь слушать — это не значит сидеть тихо, это значит понимать то, что хочет сказать другой человек. Один из важнейших навыков в коммуникации с другими людьми. Важно, чтобы по мере взросления ребенок научился слушать, понимать и анализировать то, что ему говорят учителя, друзья, родители и начальство.

Как этому научить?

Во время чтения детям книги делайте небольшие перерывы, чтобы спросить у них, о чем история. Позвольте им пересказать сюжет своими словами, помогите восполнить пробелы, если они что-то забудут.

Умение следовать инструкции

Бесспорно, правила существуют, чтобы их нарушать, но существуют правила, которые нарушать все же не надо. Например, правила безопасности или правила дорожного движения. Важно предоставлять детям свободу, но так же важно научить их следовать инструкциям и указаниям. Умение действовать в соответствии с конкретными требованиями избавит детей от многих проблем в процессе учебы и работы.

Как этому научить?

Давайте детям четкие указания, отмечайте, насколько последовательно они их выполняют, и хвалите их каждый раз, когда им удалось не сбиться с пути и не отвлечься от инструкции. Сборка конструкторов по схеме или игры с четкими правилами также помогают развить этот важный навык.

Уважение личных границ

Дети редко умеют соблюдать личные границы чужих людей. Они могут забираться на колени незнакомцам, громко распевать песни во время поездки на автобусе или пытаться привлечь внимание к себе путем криков или дебоша. Это нормально — дети постепенно учатся себя контролировать, однако родителям все равно важно обозначать для них границы допустимого поведения, когда дело касается других людей.

Как этому научить?

Проговаривайте, объясняйте ребенку, где заканчиваются его собственные границы, и где начинаются границы других людей. Деликатно направляйте его в общении с другими людьми, если вы замечаете, что он начинает пересекать эти границы недопустимым образом.

Вежливость

Этот навык всегда пригодится. И хотя маленьким детям чужды понятия искренней благодарности или искреннего раскаяния, это не значит, что их нельзя научить использовать вежливые слова в общении с другими: приветствовать других людей, вежливо формулировать свои просьбы, благодарить за подарки и добрые дела.

Как этому научить?

Не стоит превращать обучение вежливости в бездумную дрессуру. Напоминайте ребенку о важности использования вежливых слов, подсказывайте ему, обращайте внимание на ситуации, когда эти слова используют другие люди.

Важно отметить, что ребенок намного быстрее и качественнее освоит все перечисленные навыки, если они будут регулярно демонстрироваться в его окружении. Глупо заставлять ребенка быть вежливым, уважать чужие границы и слушать, если люди вокруг него относятся друг к другу и к нему самому невежливо и неуважительно.

В конце концов, в процессе усвоения детьми разных навыков и норм ключевым фактором является не то, что говорят родители, а то, что они делают сами. Так что сперва проверьте, владеете ли вы сами всеми перечисленными социальными навыками (говорят, их можно прокачать даже во взрослом возрасте), а затем уже переходите к их развитию у ребенка.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->