Крем от морщин в 10 лет: что такое косметикорексия и опасны ли бьюти-блогеры для девочек-подростков

Крем от морщин в 10 лет: что такое косметикорексия и опасны ли бьюти-блогеры для девочек-подростков - слайд

© Matthew Tkocz, Unsplash

В результате чрезмерного увлечения этими нереалистичными идеалами у девочек-подростков повышается тревожность, снижается самооценка, возникает расстройство, получившее в средствах массовой информации название косметикорексия.

– Мама, а можно мне крем для лица?

– Зачем? Тебе всего десять, в таком возрасте косметика не нужна.

– Но Ира каждый день мажет лицо кремом, поэтому у нее такая гладкая кожа.

Я не обратила особого внимания на этот диалог с дочкой. Мало ли, какие глупости болтают десятилетние девочки. Кроме того, интерес к косметике – это нормально. Кто из нас не красился тайком маминой помадой и тенями? Рано или поздно через это проходят почти все девочки.

По крайней мере, так мне казалось. Но недавно я прочитала новость о том, что в Швеции планируют запретить продажу кремов для лица девочкам до 15 лет. Статья называлась «Skincare – новая тенденция в социальных сетях среди девочек-подростков». Выражение Skin care – уход за кожей – в статье было написано именно так, по-английски. И речь в ней шла о том, что этот не переводимый скинкэр с подачи блогеров захватил умы совсем юных девочек по всему миру.

Кремы, лосьоны, тоники, сыворотки, витамины и прочие бутылочки, которые раньше казались десятилеткам атрибутами совсем взрослых (как мама) женщин и стояли в одном ряду с динозаврами, оперой и работой в офисе, стали предметом вожделения младших школьниц. Без них теперь никак невозможно быть модной, красивой и современной.

И если диалог о гладкой коже одноклассницы меня сначала позабавил, то теперь я вдруг вспомнила, что слышала выражение скинкэр от дочки уже не раз. И заглядывалась она не на мои помады и тени, а именно на уходовую косметику.

На первый взгляд, это мило и безобидно. Однако, в реальности у родителей есть поводы для волнения. Помимо прямого вреда, который взрослая косметика может нанести детской коже, существуют и другие опасности.

В первую очередь от подобных вещей страдает неокрепшая психика подростков и детей помладше: поиск несуществующего совершенства приводит к различным проблемам, в том числе к развитию расстройства под название косметикорексия.

Социальные сети заполонили блогеры, выбравшие своей аудиторией самую впечатлительную и уязвимую аудиторию – девочек-подростков. Благодаря использованию фильтров их лица на фотографиях и видео выглядят совершенными и лишены каких-либо дефектов – пятен, морщинок и даже родинок.

В результате чрезмерного увлечения этими нереалистичными идеалами у девочек-подростков повышается тревожность, снижается самооценка, возникает расстройство, получившее в средствах массовой информации название косметикорексия.


Что такое косметикорексия?

Этот термин начал использоваться в конце 2023 года, а с января 2024 года в социальных сетях и средствах массовой информации появилось множество статей, описывающих это расстройство. Его связывают с активным развитием бьюти-блогов, которые распространяют информацию о новых косметических продуктах. Косметикорексией называют использование детьми и подростками большого количества антивозрастной косметики по рекомендации блогеров – людей с большим влиянием на детскую и подростковую аудиторию, но не обладающих достаточными знаниями в области использования и безопасности косметических продуктов.


До развития социальных сетей информацию о косметических продуктах люди получали из двух основных источников – от профессионалов с соответствующим медицинским образованием и от отделов маркетинга компаний-производителей, которые были ограничены законодательством и не могли распространять ложную информацию или давать рекомендации, не соответствующие указаниям на упаковках и этикетках, проверенным и одобренным контролирующими инстанциями.

Кроме того, в то время практически не существовало диалога между потребителем и производителем, своим мнением о продукте люди могли поделиться только при личном общении, а также решая купить продукт или отказываясь от его покупки.  Сейчас же любой желающий получил не только право высказать свое мнение, но и доступные площадки, где это можно сделать. Большое количество подписчиков в блоге далеко не всегда коррелирует с профессионализмом и наличием знаний и опыта, но однозначно усиливает влияние блогера на свою аудиторию.

Решение проблемы

Дерматолог из детской клиник Сан Жоан де Деус в Барселоне (Испания) Евлалия Басельга рассказала о том, что большинство ее пациенток – девочки 14-15 лет. Часть из них приходит с обычными проблемами – например, стремясь избавиться от подросткового акне. Но есть и те, кого приводят родители, обеспокоенные чрезмерным использованием уходовой косметики. По словам врача, девочки приносят полные сумки косметических продуктов и отказываются верить, что их использование может им навредить. Слепая вера во все, что говорят инфлюэнсеры, и недоверие к специалистам порой выглядит абсурдно. Одна из пациенток, 14-летняя девочка, рассказала, что по совету любимой блогерки каждое утро полчаса обрабатывает лицо кубиком льда, чтобы «снять воспаление».

Психические расстройства

Озабочены не только врачи, но и психологи. Ведь попытки походить на «идеальных» блогеров сильно влияют на самооценку девочек, приводят к разочарованию в себе, тревожности, развитию разнообразных расстройств.

В целях борьбы с проблемой в Швеции было принято решение запретить продажу некоторых косметических продуктов детям младше 15 лет. Среди запрещенных продуктов – антивозрастные сыворотки и кремы.

Однако одних лишь запретов мало, чтобы решить проблему. Возможно, стоит задуматься о том, почему инфлюэнсеры из интернета имеют такое огромное влияние на детей и подростков. Стоит ли пытаться это изменить и что могут сделать родители, чтобы улучшить контакт с ребенком.

Мы задали этот вопрос специалистам, и вот что они ответили:

Дарья Русланова, практикующий психолог

Почему у девочки возникает и сохраняется мысль, что с ней что-то не так и нужно вносить изменения путём косметики? Это вопрос про отражение ребёнка в глазах окружающих и про ее восприятие себя. 

На самооценку ребенка влияет атмосфера в семье. Дочь видит и чувствует не только как родители относятся к ней, но и что они думают и говорят о себе самих. 

Если говорить об отношениях между мамой и дочкой, то возможно, девочка хочет быть похожей на маму? Такой же красивой и ухоженной как? Может быть, ей хочется быстрее повзрослеть.

В этом случае правильным решением было бы поговорить с дочкой и помочь ей подобрать средства ухода по возрасту. Это явно будет лучше для выстраивания отношений с подростком, чем запрет или наказание. 

Стоит смотреть на проблему глубже, пытаться понять ее причины: в чём заключается настоящая потребность? Если речь идет о том, чтобы исправить себя, то это вопрос самооценки. Если девочка хочет быть красивой, как мама, это вопрос поддержки. Дальнейшие действия зависят от потребности, ведь мотивы отличаются и удовлетворение потребности будет выглядеть по-разному для каждого из двух вариантов.

К подростковому периоду самооценка ребенка уже сформирована. В этом возрасте пытаться ограничить ребенка, запрещать смотреть видео и читать блогеров — худший из вариантов. Можно вовлекаться, можно обсуждать и разговаривать — спросить дочь, почему ей кажется, что она без крема некрасивая? И почему для нее так важно мнение блогера. Главное – разбираться с причинами, а не со следствиями. Иначе это будет напоминать борьбу с ветряными мельницами.

Хорошо, если маме действительно интересно, что смотрит ребенок, и можно это обсудить не с точки зрения «разрешаю/не разрешаю», а так, чтобы у него была возможность поделиться мнением, ощутить принятие. И вот когда контакт налажен, тогда можно поговорить о коррекции поведения, но это в подростковом возрасте больше всё-таки про границы. А они у каждого родителя свои и начать бы хорошо с себя — подумать, а что вы чувствуете, когда ребёнок просит купить крем?

Юлия Петрова, психолог для детей и взрослых

Для начала родителям стоит изучить тему. Подписаться на блогеров и посмотреть, что они транслируют. Стоит даже вместе посмотреть видео, чтобы узнать мнение ребенка, понять, что именно привлекает в блогере и контенте. Если это подростки, возможно, девочки выбирают блогеров как ролевую женскую модель и хотят быть похожими на них. Копируют одежду, стиль, прическу. А также и образ ухода за собой.

В подростковом возрасте происходит и сексуальное развитие. Изменение тела сильно влияет на самоощущение себя, на восприятие своего тела. У многих появляются прыщи, и это может отражаться на самооценке. Бьюти-блогеры могут быть помощниками в уходе за лицом или быть теми, кто прошел через это. У девчонок появляется ощущение, что их понимают, относятся к их проблемам всерьез.

Возможно, девочки также ищут значимого взрослого за пределами семьи. И этим взрослым оказывается именно блогер.

По материалам La Vanguardia

Фотография: Matthew Tkocz, Unsplash

Материалы по теме
Интересное
Психология
Все знают, что дети растут, все знают, что однажды они начнут отдаляться, но кажется, этот момент всегда застает нас врасплох. Быть...
Психология
Осознать проблему — первый шаг к ее решению. Следующим шагом будет отслеживать свои реакции и учиться заменять негативно окрашенные...
->