партнерский материал

«Учиться писать и читать до первого класса не обязательно». О выборе школы, подготовке к ней и мотивации

«Учиться писать и читать до первого класса не обязательно». О выборе школы, подготовке к ней и мотивации  - слайд

© Коллаж Лизы Стрельцовой

Разбираемся с директором школы

Неизвестно, для кого первый класс волнительней — для ребенка или для родителей. Только с детским садом разобрались, как свалилась новая гора вопросов. Как выбрать школу, подготовиться к ней, почему необязательно уметь читать перед школой и как мотивировать ребенка учиться в начальных классах? Рассказывает директор онлайн-школы Skysmart Михаил Митин.

Михаил Митин

Директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart

Подготовка к школе

— Когда начинать готовиться к школе?

Можно заниматься и целый год, и три летних месяца перед поступлением, и не заниматься совсем. Главное — сформировать привычку учиться. До начала учебного года дети должны уметь фокусировать внимание хотя бы в течение получаса, знать правила поведения и дисциплины и доводить дела до конца.

Все остальное зависит от желания ребенка: его нельзя заставить пойти на курсы подготовки, если он этого не хочет. Ведь самое главное перед школой — не отбить интерес к обучению. Можно пойти в школу и без навыков чтения и письма — ему будет немного труднее, но со временем он все освоит.

Чем лучше ребенок подготовлен, тем проще ему усваивать материал. В общеобразовательных школах ориентируются на средних учеников: если из 28 детей в классе только двое не будут уметь читать, то этим двоим придется нелегко. И у учителя не будет возможности индивидуально заниматься с каждым.

— Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Для этого нужно определить цель — просто выучить с ребенком цифры или расширить кругозор и попытаться воспитать любовь к учебе. Даже во время прогулок ему можно рассказывать о разных природных явлениях. Во время путешествий — о географии и менталитете разных народов.

Родители, которые уделяют внимание осознанным, вовлеченным разговорам, дают ребенку очень многое, даже не всегда замечая это.

Еще полезная практика — игра в школу. Только не делать это строго: не нужно усаживать ребенка за «парту» по понедельникам и заниматься прописями, а по средам — чтением. Конечно, это воспитывает дисциплину, но вряд ли формирует желание.

— В каком возрасте отдавать ребенка в школу и как понять, что он к ней готов?

Естественный интерес важнее формальных маркеров. Если ребенок уже в шесть лет проявляет интерес к обучению — значит можно идти в школу, если нет — подождать еще год. А еще есть тесты, которые помогают определить готовность ребенка: их можно найти в интернете или прямо в школе на день открытых дверей.

  • Готовиться к школе можно, когда ребенок этого хочет.
  • Поступать в школу — когда ребенок готов психологически.
  • Учиться писать и читать до первого класса необязательно, но эти навыки облегчают ребенку задачу.
  • Родители могут подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Выбор школы и поступление

— На что родителям обратить внимание при выборе школы?

Есть четыре критерия, которые родителям нужно учесть при выборе первой школы:

1. Цель обучения

Некоторые родители хотят, чтобы ребенок сразу изучал два иностранных языка, а для кого-то важнее мягкая адаптация и дружественная атмосфера в классе. Договоритесь о целях внутри вашей семьи.

2. Классный руководитель

Этот человек ведет основную массу уроков (если нет предметного обучения), поэтому нужно учитывать не только позицию школы в рейтингах, но и личность педагога.

3. Специфические запросы

Нужно подумать, какие дополнительные бонусы родители (и, конечно, сам ребенок) хотят видеть в процессе обучения. Спортивные секции, продленка допоздна, soft skills — все это можно посмотреть на сайте школы.

4. Логистика

В первом классе выбирать школу на другом конце города не нужно. Может быть, она лучшая по всем рейтингам, но ближе к дому наверняка есть школа, в которой будет хороший классный руководитель и атмосфера. Учеба для первоклассника — серьезная нагрузка, и нервировать его лишними передвижениями не стоит.

А вот рейтинги играют второстепенную роль. Только при решении поменять школу в восьмом или девятом классе — можно смотреть на RAEX (рейтинг основан на поступлении выпускников в высшие учебные заведения) или на московский рейтинг (если речь о Москве).

— Нужно ли менять школу после начальных классов?

Первые два года ребенок погружается в учебную среду. Если в третьем-четвертом классе обычной школьной нагрузки ему не хватает, то можно подумать о переводе в лицейский или гимназический класс.

После девятого класса — почти аналогичная ситуация. Здесь цели может ставить сам подросток: например, перейти в лицей при университете или в школу, где сделан уклон на предметы, которые он планирует сдавать на ЕГЭ.

  • Критерии выбора школы: цель обучения, личность классного руководителя, логистика и дополнительные занятия.
  • Менять школу можно и нужно, если этого хочет ребенок.

Занятия летом

— Нужны ли занятия на каникулах и какими они должны быть?

Обычно дети занимаются летом, когда хотят:

  • Подтянуть хвосты — то есть занимаются теми предметами, которые не до конца усвоили в течение учебного года.
  • Изучить то, что на что им не хватало времени.
  • Изменить отношение к предмету. Например, если в течение года у ребенка не сложились отношения с физикой, то с помощью опытов на дополнительных курсах ребенок поймет, что физика — это то, что нас окружает, и ее законы очень интересные!

Еще одно преимущество — упрощение периода адаптации. Когда дети приходят в школу после длительных летних каникул, им трудно быстро влиться в учебный ритм с постоянной нагрузкой. Поэтому занятия на каникулах помогают сохранить системность, так что дети быстрее привыкают к школе и испытывают меньше стресса.

  • Летние занятия подходят тем, кто хочет наверстать упущенный материал, изучить что-то новое или по-другому взглянуть на школьные предметы.
  • Заниматься на каникулах можно, но процесс обучения должен отличаться от школьных уроков.
  • Задача родителя — организовать занятия на каникулах так, чтобы не отнять у ребенка отдых, а сделать его интереснее.

Участвуйте в бесплатном марафоне «Летняя перезагрузка» от онлайн-школы Skysmart. Из 5 коротких видеоуроков вы узнаете:

  • Как организовать для ребенка полезные и нескучные каникулы.
  • Как отдохнуть и провести каждый день лета с удовольствием.
  • Как развить креативное мышление (не только у ребенка, но и у себя).

Спикеры:

Татьяна Лазарева

актриса и телеведущая

Ольга Килина

коуч и мотивационный оратор

Михаил Митин

директор школы

Дарья Шаршова

педагог и методист

Все участники получат возможность выиграть 16 уроков в онлайн-школе Skysmart.

Мотивация

— Как мотивировать ребенка учиться?

Во-первых, нужна поддержка родителей. Школа — это непростой марафон, на котором ребенку требуется внимание и заинтересованность взрослых. Во-вторых, дети должны видеть практическую пользу в знаниях, которые они получают.

Нельзя мотивировать призами за оценки. Позиция «получишь пятерку — будет подарок» долго работать не будет, да и может изменить отношение к учебе в худшую сторону: ребенок начнет хитрить и обманывать ради вознаграждения. Но при этом позитивное поощрение должно присутствовать: кто-то ездит в парк всей семьей, кто-то ходит есть мороженое — способ не так важен. Главное — показать ребенку, что он не зря прикладывает усилия, и родители это замечают.

— Как отсутствие оценок в первом классе влияет на мотивацию?

Система обратной связи от учителя в виде разных символов (кружков, квадратов, треугольник), наклеек или любой другой системы должна быть. Это нужно, чтобы отражать динамику развития, видеть пробелы и постепенно вводить детей в систему оценивания. А вот непосредственно оценки в начальной школе школе не нужны — они как раз могут негативно отразиться на мотивации.

  • Для мотивации важна поддержка родителей.
  • Ребенок должен видеть практическое применение полученных знаний.
  • Поощрение за успехи — отличный вариант, но нельзя превращать оценки в критерий успеха.

Домашняя работа и процесс обучения

— Нужно ли делать домашку вместе с ребенком?

Домашнее задание — это задание для ребенка. И оно должно быть таким, чтобы школьник мог сделать его сам, без посторонней помощи и с интересом.

В младшей школе давать домашние задания вообще не эффективно, потому что у детей не сформированы учебные навыки и мотивация. Если они не могут самостоятельно сидеть и что-то выполнять, родители начинают помогать и весь смысл домашки пропадает.

А вот в средней и старшей школе домашние задания влияют на успеваемость. Но есть один момент: они должны быть полезными и интересными. Школам не хватает проектных домашек, в которых дети неделю что-то исследуют, изучают, оформляют, а потом презентуют работу.

  • Домашняя работа — зона ответственности ребенка.
  • Если ребенок не может выполнить домашку самостоятельно, значит она подобрана не по уровню.
  • Идеальные домашки для средней и старшей школы — исследования и проекты.
Материалы по теме
Интересное
Развлечения
6 мест с интересным меню
Психология
Все знают, что дети растут, все знают, что однажды они начнут отдаляться, но кажется, этот момент всегда застает нас врасплох. Быть...
->