Полина Осетинская в гостях у Катерины Гордеевой*: 7 фактов о жизни ребенка, которого отец хотел сделать вундеркиндом

Полина Осетинская в гостях у Катерины Гордеевой*: 7 фактов о жизни ребенка, которого отец хотел сделать вундеркиндом - слайд

© Скриншот Скажи Гордеевой/Youtube

Что мы узнали из интервью

В последнее время на волне истории Алисы Тепляковой и олимпийских драм, связанных с фигуристками, все чаще обсуждается вопрос: насколько допустимо оказывать давление на ребенка ради того, чтобы сделать его успешным и знаменитым?

Истории о юных гениях, прославившихся в самом начале жизни, как правило, печальны. Но даже истории успеха говорят о том, что этот самый успех случился не благодаря насилию, а вопреки.

В недавнем выпуске ютуб-шоу «Скажи Гордеевой» ведущая беседовала с Полиной Осетинской. В детстве отец Полины пытался сделать из девочки пианистку-виртуозку с помощью побоев и запугивания.

В 13 лет она ушла от отца, но музыку не бросила. Сейчас Полина успешная пианистка, которая собирает полные залы по всему миру, но ее детство оставило на ней глубокий отпечаток.

Что переживает ребенок, которого дрессируют, как собачку? Может ли успех стать платой за жизнь в страхе? Почему не вмешиваются другие взрослые? Обо всем этом Полина рассказала Катерине.

За успехами юных гениев часто стоит физическое и эмоциональное насилие

Сам Олег Осетинский говорил: «Нельзя научить чему-то ребенка без малейшего насилия. Чем раньше начнешь насилие, тем меньше оно будет заметно. Главное — поставить ребенка на рельсы, а дальше он сам по ним с удовольствием пойдет». В своих мемуарах Полина рассказывала о том, как отец ее бил и ругал.

Жизнь успешного ребенка — это жизнь в страхе

Полина призналась, что жила в постоянном ужасе. «Все свое детство я играла не затем, чтобы ему понравилось, а для того, чтобы он на меня не был зол и сердит. Я постоянно жила в страхе, но и после ухода от отца страх не исчез по мановению волшебной палочки», — рассказала пианистка.

Многие «вундеркинды» не выдерживают давления и кончают с собой

Полина тоже планировала самоубийство. «Убежать из дому — это все-таки было лучше, чем отравить папу или самой принять кучу таблеток… Я читала справочник фельдшера и выбирала, какая там смертельная доза», — поделилась она с Катериной. Старшие подруги девочки посоветовали ей уйти из дома. Поскольку она была уже близка к краю, эта мысль впервые в жизни ее не напугала.

О насилии в отношении ребенка знают многие, но предпочитают не вмешиваться, а любоваться результатом

Некоторые эпизоды жестокого обращения с девочкой происходили прилюдно, и никто не вмешивался в дела семьи.

«Это парадигма советского воспитания, бьет — значит, любит, окрики по малейшему поводу, рукоприкладство в семьях. Это было в порядке вещей. Это до сих пор в порядке вещей. У нас даже нет закона о домашнем насилии. У нас приезжают, когда труп есть», — так объясняет бездействие других взрослых Полина.

Родители вундеркинда зарабатывают на его известности

Фактически, знаменитый ребенок — отличный источник дохода и самореализации. Что и демонстрируют родители многих детей-знаменитостей начиная от Ники Турбиной и заканчивая Маколеем Калкиным. И не будем забывать, какие расценки за консультацию у дочери планирует ввести Евгений Тепляков.

«Я зарабатывала две тысячи рублей в день. Эти деньги доставались папе. Он любил шикарную жизнь: рестораны, такси. лучшие гостиницы, путешествия», — делится воспоминаниями пианистка.

Момент превращения из юного гения в скучного взрослого может быть болезненным

Полина Осетинская не бросила музыку, потому что очень любила свою преподавательницу Марину Вольф. Но ей было сложно оказаться в полной безвестности после дикой популярности. Женщина рассказывает: «Момент забвения — это был ужас, потому что все помнят, каким ты была ребенком. Жить, зная, что тебя сравнивают с тобой же, но двухлетней-трехлетней давности — тяжело. Многие до сих пор так делают».

Человек, от которого ждали каких-то заоблачных результатов в детстве, не умеет себя любить просто так

«Я не умею себя любить по большому счету», — призналась Полина. Для нее трудно заботиться о себе и верить, что ее можно любить не за что-то, а просто так. Но она не оставляет надежды отрастить этот навык — любовь к себе. Пианистка рассказывает: «Та девочка с полоской на голове живет внутри меня. Она очень многого недополучила, и я ей сейчас пытаюсь это додать».

Сама Полина считает, что «постоянно обсасывать в голове собственные детские травмы» — это непродуктивно. Она полагает, что ее трудное детство сделало ее той, кто она есть.


Вместе с тем она противница всяческих детских конкурсов, потому что считает их «эксплуатацией детей на потребу взрослым». То есть своей судьбы другим пианистка не желает.


Полина и Катерина говорили не только о детских травмах, но и о музыке, самореализации, гражданской позиции, религии (полную версию интервью можно посмотреть здесь).

Как издание для родителей мы считаем нелишним напомнить, чем оборачиваются жесткие воспитательные методы.

Если Алису Теплякову большая часть публики жалеет, то насчет юных спортсменок, которых нещадно эксплуатируют, мнения расходятся.

Говорят, что они сами этого хотят. Говорят, что спорт жесток. Говорят, что тренеры имеют право применять любые методы, поскольку они нацелены на исключительный результат. Из уравнения как будто убирают детей, которые должны этот результат обеспечить любой ценой.

Не все из них могут пережить свой успех. Не все могут его повторить. А отсутствие опыта нормального детства приводит к проблемам во взрослой жизни и отношениях. Об этом стоит помнить, восхищаясь маленькой девочкой за роялем, или юной фигуристкой на олимпийском льду.

* — Катерина Гордеева внесена Минюстом РФ в «реестр иностранных агентов».

Материалы по теме
->