«В отношении к ребенку невозможен формальный подход»: психолог — об устаревших идеях в воспитании

«В отношении к ребенку невозможен формальный подход»: психолог — об устаревших идеях в воспитании - слайд

© Иллюстрация Лиза Стрельцова

Некоторые стратегии не работают в современном мире

В воспитании детей мы часто опираемся на опыт наших родителей. Однако многие идеи и принципы, которые стояли во главе угла раньше, давно устарели. Мы попросили Викторию Шиманскую, доктора психологии и ведущего специалиста по эмоциональному интеллекту в России, основателя SKILLFOLIO — цифрового университета диагностики и развития EQ и Soft Skills — рассказать, о каких вещах на самом деле не стоит переживать современным родителям.

А 24 мая в 19:00 Виктория проведет бесплатный вебинар «Самое ценное. Чему на самом деле научить ребенка, чтобы он вырос счастливым».

Запрет на эмоции

Идея о том, что любые бурные проявления эмоций неприемлемы на публике, а иногда и дома, передается из поколения в поколение. Так воспитывали наших родителей, так они воспитывали нас: быть удобными прежде всего для общества, затем — для семьи и только потом — для самих себя. Все, что родителям было не комфортно, находилось под запретом.


Однако на самом деле это — история о том, что мы, родители, не умеем воспринимать эмоции как ресурс. И не пытаемся разобраться в причинах детских истерик и капризов.


Прежде чем запретить ребенку плакать, стоит понять, из-за чего он так себя ведет. Любая негативная эмоция на самом деле может стать источником важных знаний. Возможно, плач связан с физиологическими причинами: ребенок устал, хочет есть или пить, замерз или, наоборот, перегрелся. В этом случае наша задача — прежде всего устранить источник дискомфорта. А может быть, истерика возникла от того, что ребенок требует вашего внимания — или просто проверяет границы. Тогда поведение будет совсем другим.

В любом случае сначала нужно признать эмоцию ребенка — неважно, позитивная она или негативная. А затем вместе разобраться в причинах того, почему ему грустно. Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш потом справится с этим сам.

Это и есть развитие эмоционального интеллекта, то есть способности понимать свои эмоции и управлять ими. Подчеркну — не зажимать эмоции, а именно управлять ими, сделать их ресурсом и своими помощниками.

«Искаженный Спок»

Поколение родителей, которые пытались воспитывать по Споку — это интересный феномен. И пример того, как здравые по сути своей мысли нашли неверное применение.

В подходах Спока не было многого из того, что ему ошибочно стали приписывать. Фактически он призывал не бросаться к ребенку по первому зову, а для начала разобраться в причинах плача. Но теорию исказили и свели к тому, что детей с трех месяцев нужно приучать к самостоятельности и вообще не реагировать на их плач.

В отношении к ребенку невозможен формальный подход. Мы всегда должны действовать осознанно, двигаться в глубину, разбираться в первопричинах, а не просто действовать по кем-то написанной инструкции.

Ребенок как центр Вселенной

Сейчас маятник качнулся от «искаженного Спока» к другой крайности. Мамы стали меньше работать, материальные возможности многих семей возросли, детям стали уделять больше внимания — и в результате дети начали становиться настоящими центрами Вселенной. Мамы растворяются в них, забывать о своих целях и желаниях.


«Ладно, я потерплю, зато у ребенка все будет прекрасно», — думают они.


Но это приводит к тому, что на консультации приходит все больше семей, где в пять-шесть лет дети дерутся или кусаются. Надо понимать, что если ребенок в таком возрасте может ударить маму, — это деструктивная и болезненная ситуация. И таких случаев с каждым годом становится все больше.

Выход — обозначить свои границы, установить семейные правила и ценности и дать понимание, что мама и папа — это отдельные личности. С детьми от трех лет это уже можно обсуждать и проговаривать.

«Учись на 5 — и все будет хорошо»

Часто родители пытаются снять свои страхи через внешние факторы, к которым относятся оценки. Кто из нас не слышал присказку про то, что «будешь плохо учиться — станешь дворником». Все понимают — эта установка давно устарела, однако большинство родителей все равно «цепляются» за оценки детей как за фактор, который предопределяет их успешность и счастье в будущем.


Происходит подмена: ребенок получает «пятерку» — и родители успокаиваются, считая, что теперь у него все будет хорошо. Однако это не так. В современном мире оценки давно перестали быть показателем успеха.


Важнее уделять внимание самому процессу познания, выделять и развивать таланты ребенка. Пусть он не получит «пятерку» по биологии и не выучит названия всех динозавров, зато вы вместе посмотрите познавательный фильм по этой теме, найдете интересную энциклопедию или сходите в Палеонтологический музей. Иначе есть большой риск загубить мотивацию к учебе, что, к сожалению, часто происходит в школе.

Профессии правильные и неправильные

В более старшем возрасте все тот же механизм закрытия родительских страхов переносится на профессии. Считается, что среди них есть перспективные и не очень. Что если станешь программистом — все будет хорошо, а если пойдешь официантом в кафе — значит, жизнь не сложилась.

Это тоже не так. Есть огромное количество тех, кто идет в официанты, а потом открывает свои кафе и рестораны или становится классным барменом.


Правда в том, что лучше быть выдающимся барменом, чем никаким программистом. Но преодолеть этот шаблон многим родителям пока еще сложно.


Для большинства колледж, техникум или ПТУ звучит как путь в никуда. Хотя сейчас очень активно развивается среднее профессиональное образование, которое было загублено в течение долгого времени. Это принципиально меняет подход к освоению профессии. Если у ребенка есть талант в какой-то практической сфере, позвольте ему реализоваться в ней. Далеко не все родились, чтобы пойти в науку — многие отлично чувствуют себя, делая что-то руками.

CHIPS JOURNAL в VK

Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

Материалы по теме
->