18 октября 2019

Что делать, если ребенок сосет палец: советы психолога

Первое, что хочется крикнуть каждому взрослому человеку – ужас!
Что делать, если ребенок сосет палец: советы психолога
10106

Автор: Лёля Тарасевич, мама и психолог

Фотография: Katerina Apel


Сегодня мы публикуем очередную статью из серии "Вопрос - ответ" от психолога и мамы Лёли Тарасевич. Речь в ней пойдет о детской привычке, которая пугает и беспокоит многих родителей. Вредно ли это? Нужно ли бороться с этой привычкой или как это делать? Отвечает Лёля Тарасевич.


Вопрос

Лёля, добрый день. Скажите, пожалуйста, у меня такой вопрос. Младшая дочка ещё с утробы (как показывало узи) и по сей день (уже 5,5 лет) сосет палец.
Скажите, пожалуйста, есть смысл отучать ребёнка? И как? Спасибо большое!

Ответ

Первое, что хочется крикнуть каждому взрослому человеку – ужас! Кошмар! безобразие! Срочно прекратите! Куда вы, мамочка, смотрели?!

Но так как психолог – не совсем «каждый взрослый», то давайте разбираться без эмоций и по факту.


Сосание заложено в нас природой для удовлетворения двух потребностей:


1. Кушать хочется, или по-научному – нутритивное сосание. Ребенок сосет грудь или бутылочку и получает пищу. Тут всё понятно: перевели на твердую пищу и произошел отказ от этого вида сосания.

2. Страшно, тревожно, не могу уснуть, пережил стресс – это ненутритивное сосание. Именно оно и остается у детей, и именно про него будем говорить.

Когда ребенок «должен» перестать сосать пальцы? (а сюда же еще добавлю и сосание пустышки, уголка одеяла, жевание ворота футболки или пряди своих волос).

Единого ответа на этот вопрос нет. Вот паспорт получать надо ровно в 14. За руль садиться - в 18. Крепкий алкоголь купить дозволяется с 21. Во сколько лет ребенок обязан удовлетворить свой сосательный инстинкт и отказаться от него – такого закона нет.

Одни авторы пишут о возрасте двух лет, другие – четырех, кто-то говорит, что эта привычка сама отвалится к началу школы.

Поэтому отучать малыша от сосания пальцев или нет, решают непосредственно родители. Это их зона ответственности.

На что стоит обратить внимание, принимая это решение?

На здоровье ребенка.

Посоветоваться со стоматологом и посмотреть, влияет ли привычка на формирование прикуса и челюсти, дикцию и речевое развитие. Посетить дерматолога, если на пальцах появились трещины от слюны, - они являются отличным гнездышком для инфекции, так что требуют контроля.

На социальную функцию ребенка.

То есть на его общение с другими людьми. Если привычка приводит к «фефектам фикции», задержкам речевого развития, это сказывается на качестве взаимодействия с остальным людом. А люд этот, особенно детский, в выражениях может не стесняться – обзывать, дразнить и так далее.

На неврологическую составляющую.

Если вдруг малыш недавно пережил стресс (а под стрессом мы подразумеваем практически всё: рождение брата или сестры, начало посещения садика, смена няни, смерть бабушки, выход мамы на работу, развод родителей, переезд и многоточие в конце). Так вот, если пережил стресс и начал сосать палец, то решаем проблему стресса, а не пальца. Успокаивается, как может. Перестанет нервничать – перестанет тянуть в рот всё, что не прибито.

И вот мы тут всё взвесили и решили, например, что само не отвалится, будем отучать.

Не рекомендуется

Думаю, понятно, что я вряд ли сейчас вам напишу: берете, значит, ремень и бьёте по пальцам каждый раз, когда дочка их тянет в рот.

Или вот еще – обмазываете руки ребенка горчицей, смесью красного перца с помётом скунса, чтоб малышка не то что к лицу их не подносила, а вообще пыталась держать в соседней комнате.

Еще можно попробовать подкупить дитя конфетами или мультиками – заменить одну привычку на другую. В результате рискуем получить ситуацию: когда и на сладкое подсадили, и экранную зависимость развили, и палец изо рта так и не ушел.

Сюда же сразу отметаем все угрозы, крики, вопли, попытки пристыдить и воззвать к разуму – он это делает неосознанно, то есть разум не задействует, смысл к нему взывать?

Хорошо, Лёля, как не надо, мы поняли. А теперь как надо?

Действуем неожиданно, нелинейно и с фантазией. Идем от обратного: нельзя ругать – будем хвалить! О, ты сегодня за весь вечер ни разу не дотронулась руками до рта - классно! Я заметила, что вчера ты уснула без пальчика во рту – здОрово!

Замечаем ситуации, когда именно ребенок прибегает к этому способу успокоения, и меняем их. Например, если это просмотр телевизора, то выдаем в руки игрушку-антистресс. Если при засыпании, садимся рядом и гладим ручки, спинку – работаем антистрессом сами.

Используем сказкотерапию – придумываем историю, где прекрасная маленькая принцесса, идеальная во всем, имела пристрастие сосать пальчик. И как она с этим боролась-боролась и наконец доборолась. Корабли лавировали-лавировали да и вылавировали.

Подойдет и игротерапия – теперь сказку перекладываем на пупсиков или мягкого зайца.

Узнайте у ребенка, он сам замечает, что сосет пальчик? Спросите, что ему помогло бы этого не делать, - дети иногда выдают очень интересные варианты. Озвучивайте свой план Барбарроса и привлекайте в свою компанию сына или дочку – вы команда и боретесь не друг с другом, а с общим врагом.

В план можно включить использование специальной силиконовой насадки на палец – до чего дошел прогресс! до невиданных чудес! – но по согласованию со второй стороной, иначе этот самый прогресс будет постоянно вдруг теряться и незаметно сниматься, как только мама отвернулась.

Для девочек такого возраста хорошим стимулом является маникюр, кстати. Отбрасываем стереотип, что «не по годам еще» и красим ноготки во все цвета радуги. В садике, если захотят придраться, объясните, что это временная мера и часть плана по захвату вражеской территории. Сейчас захватим и сразу перестанем шокировать общественность.

Крайне редко такая привычка остается с людьми на всю жизнь, поэтому не стоит из-за нее портить семейную атмосферу зловонием скандалов. Пусть всё пройдет максимально мягко и будет вспоминаться спустя 20 лет как часть истории ее детства. Хорошей истории хорошего детства.