16 января 2017

Этот свободный новый мир?

Этот свободный новый мир?
49

Фотография Екатерина Шуляк

 

Последний день каникул. Жутко нервничаю. Все ли собрала, успела, подготовила? Завтра меня ждет подъем в 6. Разбудить дочку в 7.30 («мама, не хочу вставать, я хочу дома»). Слезы, стресс, холод, нервы.

Дочке всего три. По счастью, ей пока переживать не приходится. Нет страха экзаменов, проблем с одноклассниками, нелюбимых преподавателей. Она просто проснется (хоть и с трудом) и пойдет играть с друзьями.

За нее нервничаю я, человек системы. Большую часть своей жизни я встаю рано, выполняю чьи-то требования, отчитываюсь, заслуживаю оценки. И нервничаю.

С раннего детства я знала, что меня ждет впереди. Нет, у меня были варианты: стать космонавтом, учителем, знаменитой актрисой. Но в целом последовательность была понятна — школа, институт, работа.

Основной задачей было хорошо учиться. Послушание, трудолюбие и пятерки – залог счастливой жизни. У хороших девочек все обязательно складывается хорошо. В этом не было сомнений. План «быть хорошей» я выполнила – золотая медаль, красный диплом. Вот только до сих пор удивляюсь тому, насколько эта установка не работает в реальной жизни.

Только не подумайте, мои родители никогда не были тиранами и самодурами. Наоборот, они замечательные и любящие. Меня никто никогда не бил, не травил и не оскорблял. Я просто выросла в системе. С четкими представлениями, правилами, субординацией.

Я научилась лавировать, подстраиваться, делать так, чтобы получить от системы максимум. Возможно, это и неплохо. Но…

Человек системы счастлив, пока все идет по правилам, к которым он привык. Если же вдруг что-то идет не так, все моментально рушится. Как карточный домик.

Очень долго моей жизнью управляли установки. Они же ее и отравляли. Не самая блестящая работа? Неидеальная семья? Все это бросало меня в пучину отчаяния, ведь в привычных схемах не находилось привычных решений.

 

Ведь ты была хорошей девочкой. Где же приз? Где заслуженные пятерки?…

 

Уже взрослым человеком я ступила на тропу открытий. Шаг за шагом я начала учиться тому, что мир разнообразен. И выходит за рамки моих представлений. Я заново открывала для себя такие простые и понятные другим вещи:

  • Фотограф – это работа, художник – это работа, писатель – это тоже работа. И гид работа. А люди, которые не ходят в офис с 9 до 18, совсем не обязательно стрекозы без будущего из басни.
  • Дети могут учиться дома. И они не обязательно для этого должны быть больны. У них не обязательно должны быть проблемы. Они могут быть веселыми, счастливыми и очень умными детьми.
  • Можно отправиться в кругосветное путешествие. Вот так вот, взять и отправиться. И не быть при этом миллионером, сумасшедшим или хиппи. А потом вернуться и жить среди простых смертных.
Екатерина Шуляк 10

О чем же на самом деле весь этот длинный рассказ? О том, что жизнь вне системы существует. Дети могут учиться дома и совсем необязательно после этого «попадать в жестокий мир» коллективов, правил и ранних подъемов.

Мир давно полон людей, которые не работают в офисе. Детей, которые не ходят в школу и в детский сад. Школ, в которых дети не сидят за партами и не сдают экзаменов

 

Мы сами можем выбирать себе окружение, друзей, работу, место жительства. Современные технологии позволяют очень многое. У нас уже давно есть свобода, только мы по привычке ее не замечаем.

Рискнем ли мы открыть дверь своим детям? Читайте нашу следующую статью, чтобы узнать историю мамы, которая ответила на этот вопрос положительно.

 

Дина Иванова, ответственный редактор проекта Наши Дети

Фотография Екатерина Шуляк