13 ноября 2021

«Где мой ремень?», или Родительское бессилие

Если сейчас вам захочется рассказать мне о необходимости быть последовательными, предлагаю сперва честно ответить себе на вопрос, поступали ли вы хоть однажды подобным образом.
«Где мой ремень?», или Родительское бессилие
1578
текст

Когда наша собака была щенком и переживала «шкодливый период», иногда в воспитательных целях мы грозили ей тапком. Например, когда она начинала кусаться. Конечно, тапком никто собаку не бил — просто брали тапок в руки, делали строгое лицо, повторяли что-то вроде «фу, нельзя!» и трясли тапком в воздухе. Сперва щенок тапка боялся. Стоило увидеть тапок в руках хозяина, собака прижимала уши и виновато ждала, что будет дальше. Но дальше ничего не происходило. Человек добивался своего, собака успокаивалась, тапок возвращался на коврик в прихожей. И очень быстро собака сделала вывод: тапок не страшен и не опасен. И если хозяин взял его в руки и трясет им в воздухе, нет повода останавливать игру. Дошло даже до того, что стоило собаке плохо себя повести, как она сама бежала в прихожую за тапком и несла его людям. Мол, помните, всегда, когда я проказничаю, вы любите помахать тапком? Вот он! Трясите им на здоровье сколько хочется!

Уже когда собака была взрослой, у нас с мужем появились дети. И чем старше они становились, тем чаще мы прибегали к «воображаемому тапку». Ясно, что никакой тапок мы не брали, когда дети не слушались, не желали делать уроки, вредничали, хамили. Но мы также угрожали, не собираясь превращать угрозы в действия. А потом удивлялись, что сын и дочь настолько распоясались, что вообще не боятся нас, какими бы строгими мы ни были. И если сейчас вам захочется рассказать мне о необходимости быть последовательными, предлагаю сперва честно ответить себе на вопрос, поступали ли вы хоть однажды подобным образом.

Хотя бы однажды говорили, что больше никакого телефона?

А потом сами же понимали, что вот, ребенок идет гулять, темнеет рано, спокойнее, чтобы был на связи и… «Не забыл телефон?» — кричите в след.

Вы хотя бы однажды обещали, что больше не купите… игрушку, конфету, шапку...?(Подставьте сами, что именно ваш ребенок очень просил купить, но на следующий день, если не раньше, потерял, сломал или забыл.) Но покупали же? Много-много раз, верно?

Вы хотя бы однажды предупреждали, что палец о палец не ударите, пусть сам приводит свою комнату в порядок?

Ну, допустим, пару дней еще можно понаблюдать эти залежи вещей, грязную посуду, огрызки и мусор под кроватью. Но нервы же не железные! Легче убраться самим, чем портить себе настроение, верно?

Из этой же серии: «Пока не перепишешь всю тетрадь, спать не ляжешь». А через пару часов: «Ладно, ложись спать. Ты уже прям на ходу засыпаешь».

«Я расскажу отцу, пусть он с тобой разбирается. Я устала!» И… не рассказываете.

«Не буду помогать тебе с уроками, ты просто думать не хочешь!», а через полчаса уже сидите и решаете, объясняете, пытаетесь донести тему. А то ведь скатится на двойки. А то ведь раз не поймет, потом комом незнание навалится.

… Я помню себя в детстве. Когда я капризничала, папа строго говорил: «Так, где мой ремень?». Тот папа, который обожал меня и баловал. И ни разу не то, что не тронул меня пальцем – голос не повысил. Маленькой, я от этого папиного вопроса терялась. И потому замирала, а после как-то сама собой успокаивалась. Но в подростковом возрасте осмелела и уверенно отвечала: «Папа, твой ремень в шкафу». Еще и улыбалась, зная, что на этом тема исчерпает себя. Что папа, как обычно в таких ситуациях, сразу вспомнит про новости, сядет у телевизора и сделает вид, что никакого конфликта нет.

Итак, у меня – тапок. У моего папы – ремень. А у вас какое слово служит синонимом «родительскому бессилию»?