8 августа 2019

Исследование: рисование уменьшает "школьные" головные боли девочек

Исследование: рисование уменьшает
182

Пересказ статьи: Лилит Мазикина, проект Ресурсная психология

авторство и права на этот текст принадлежат проекту «Ресурсная психология»

Фотография: Alain Laboile


В предварительном исследовании Вашингтонского университета изучили, какие виды доступной в школах творческой деятельности могли бы уменьшить головные боли у девочек-подростков — частую реакцию на стресс. Тестовая группа из восьми девочек выполняла разные задания и рассказывала, что им больше нравится.

Через три недели, по два занятия арт-терапией, нацеленной на осознанность, девочки сообщили, что головные боли значительно уменьшились. В самом начале исследования девочки ставили своим головным болям средний балл 7,38 из 10, в конце — 4,63 — уменьшение интенсивности на 40%! Снижение уровня головной боли сохранялись ещё семь недель после эксперимента.

Исследователи набрали восемь старшеклассниц Сиэттла 14-17 лет. Все участницы жаловались на то, что уже три месяца или более страдают от головных болей, при том, что последние две недели у них не было ушибов головы, и пять из восьми указали основной причиной болей именно стресс.

В ходе программы школьницы встречались с исследователями два раза в неделю на пятьдесят минут. Каждая встреча начиналась с упражнения, в ходе которого учасщиеся должны были на рисунке тела отметить, как они чувствуют свой стресс. Затем они занимались практикой осознанности или рисованием и завершали встречу ещё одной “картой тела”. Девочки пробовали разные техники борьбы со стрессом, чтобы выбрать ту, которая работает лучше.

Им понравилась техника медленного дыхания, в ходе которой надо концентрироваться на счёте длительности вдоха и выдоха. Зато не понравилось есть и разговаривать о том, что они едят.

В ходе каждой встречи школьницы также пробовали разные способы рисования, и больше всего им пришлась по душе пастель.

Хотя уровень стресса школьницы после исследования продолжали оценивать высоко, у них значительно уменьшились головные боли и они сообщали, что чувствуют, что могут справиться с этим после школы.

Команду исследователей особенно удивил значительный эффект, учитывая совсем маленький размер пробной группы.

/Elin A. Björling et al. Participatory Pilot of an Art-Based Mindfulness Intervention for Adolescent Girls With Headache, Art Therapy (2019)./