28 апреля 2020

Чем больше - тем меньше

Куда потом эти знания?
Чем больше - тем меньше
3416

— У вас двое? А первая еще только в школу пойдет? А занимаетесь в музыкальной, ходите на фигурное и в школу подготовительную? Ну, вы еще не наигрались! У меня третий. Так мне уже ничего не хочется. Куда потом эти знания?

Женщина средних лет торопливо одевает 6-летнюю дочку после тренировки по фигурному катанию. Девочка занимается индивидуально с тренером. Прилежно, но без особых успехов. Видно, что для себя, а не ради спортивной карьеры. В глазах у мамы усталость и апатия.

— Но если детям нравится? – пытаюсь поддержать разговор.

— Ну, если нравится, тогда конечно. При этом было очевидно, что слова мои вызвали у собеседницы искреннее непонимание, как ребенку вообще может что-то нравится из тех кружков, куда его водят родители? На мгновение я задумалась. Неужели с количеством детей наступает разочарование в смысле их развития? И неужели мне тоже когда-то надоест заниматься с детьми, пусть их у меня двое? Надоест выбираться с ними в музеи и парки. Надоест находить время, чтобы свозить в театр или на танцы. Надоест вместе готовить, придумывать поделки и веселые, но вместе с тем полезные, развлечения.

И стоит ли постоянно что-то предлагать, чтобы дети выбирали: нравится – не нравится? Из неспешной рефлексии меня вывел вопрос со стороны.

— И как вам на все терпения хватает? Они ведь сами ничего делать не хотят. Приходится столько сил тратить, чтобы интерес поддержать, – с болью в голосе включилась в разговор другая мама.

— В смысле, «интерес поддержать»?

— Имеется ввиду, что чем бы ни занималась, чуть только мало-мальски потрудиться предстоит — все, готовы бросить. Моей восемь, так до сих пор у нее в голове не укладывается, что чтобы что-то получить, надо хоть немного, но напрячься. Вот и сегодня в слезах собралась удрать с тренировки. А сама-то только второй раз пришла заниматься. И сразу ей видите ли надо, чтобы получалось, как у девочек, которые второй год занимаются! Понятно, что у них будет лучше. Так ей бы на них не смотреть, слушать тренера. Ведь сама же меня на каток тащила! Я, честно, устала твердить, что все обязательно получится, не бросай сразу!

Было видно, что мама всерьез переживает за отношение дочки к неудачам, а не волнуется из-за денег – и плевать, что абонементов на занятия напокупали на год вперед. И ведь она не одна такая!

Без того измученные нервной жизнью мамы и папы, бабушки и дедушки могут поведать не одну сотню историй из категории, когда дитя вроде и тянется к новым знаниям, но едва забрезжит перспектива усилий над собой, сразу же забивается в угол, впадая в затяжную истерику с воплями «больше сюда не пойду!». Тут ты хоть цыганочку с выходом пляши, хоть стойку на руках делай – для современных родителей все средства хороши в достижении главной цели – образования и развития подрастающего поколения.

Когда он еще наступит, этот период осознанного выбора! А пока не наступил, каким-то образом приходится создавать мотивацию. В былое, додетное время, даже не задумывалась сколько сил и энергии вынуждены тратить бедные родители, столько изобретательности и терпения проявлять, дабы чада с увлечением чем-то занимались, не впадали в уныние из-за неудач и не травмировали свою неокрепшую психику почем зря. И чадам-то как сложно угодить!

Угодить так, чтобы то, куда направляют их детские стопы, и пользу приносило, и напрягаться-то по сути ничуть не надо было. Ни повторять, ни запоминать, ни тренировать, ни разучивать по сотне раз. А если и делать все выше названное, то уж точно в форме игры, с притопами и прихлопами. Иногда родители, конечно, сами ждут от детей завышенных результатов, потому и перенапрягаются не на шутку.

Зачем? Важно помнить, что ребенок ваш – но это не вы. И оскомину уже набили слова, что если у мамы свои амбиции, то вовсе не значит, что реализовывать их нужно через ребенка. Гораздо важнее предложить максимум возможностей для развития, чтобы ребенок сам мог выбрать. Но помнить, что если что-то не получается, то важно не поставить сразу крест, а постараться выяснить причину и помочь преодолеть трудности.

— А, по-моему, и спрашивать не надо! – подключается к беседе еще одна мама. Ее дочке пять с небольшим и тоже постоянно капризничает «буду – не буду», но занятия посещает с упорством олимпийского чемпиона.

– Пусть сначала попробуют. А вы вот спросите и думайте, что они уверенно скажут, чего хотят? Мне кажется, пока маленькие, интересоваться мнением вообще лишнее. Сегодня они будут, завтра нет, а послезавтра снова будут. Замучаешься слушать и планировать время. И уж тем более ничего не успеть, когда ребенок не один, а их, скажем, двое или того больше. Никаких нервов не хватит. Словно в подтверждение ее слов про нервы, которых уж точно ни на что не хватит, в раздевалку врывается смесь детского вопля и взрослого раскатистого рыка:

— Все, с фигурным катанием завязала, поняла меня! Одевайся!

Дама явно не в лучшем расположении духа затаскивает за собой девочку лет шести. Она стыдливо семенит худыми ножками. Любой на ее месте хотел бы оказаться где угодно, только не рядом с мамой, скорей напоминающей извергающийся вулкан, чем тихую гавань, где ищешь защиты и поддержки:

— Я думаю, что ты назанималась! Чего на скамейке сидеть и реветь? Сиди дома и реви там. Все занимаются, а ты что?

Сравнение, непонимание, неподдержка самого близкого человека… Полный набор, чего там! Да, иногда родители не выдерживают. Просто не находят нужных слов, чтобы подбодрить, поддержать. Или не находят терпения, чтобы выслушать и разобраться. Вот и получается, что из двух участников соревнований, как минимум один бросает первым – и это не всегда ребенок.

Последний может и рад бы отстоять свое право на самоопределение, но его крошечных сил едва ли хватит, чтобы побороть разбушевавшуюся махину. А правда-то всегда где-то посередине! И вот тут, мне кажется, на арену выходит родительская воля и разный жизненный опыт. Вам жалко тех сил, которые вы вложили, а вместе с тем вы видите, что отпрыску ветер в голову вселился и этот период нужно как-то пережить?

Дерзайте! Никто кроме вас не знает собственного ребенка лучше. Контролируйте чуть ли не каждый шаг, разговаривайте с педагогами, да хоть сальто крутите – лишь бы был результат. Но если ребенок и родитель натыкаются на стену взаимного непонимания, и все из-за какой-то секции или кружка – задумайтесь, стоит ли рисковать отношениями ради брезжащего вдалеке успеха? Сколько их еще будет – этих пресловутых кружков и секций? А отношения – они одни.