6 июля 2020

Когда появилось детство?

Раньше делать разницу между взрослым и ребенком было не принято.
Когда появилось детство?
2749

Автор: семейный психотерапевт Дмитрий Колыгин

Источник: блог магазина игрушек «Понарошку«



Ещё четыре столетия назад делать разницу между взрослым и ребенком было не принято.

Многие современные родители озадачены вопросами воспитания, хотят знать все особенности детского развития и тревожатся в попытке решить, какой тип воспитания и академической нагрузки лучше подойдет их ребенку. Это замечательно, что ребенок и мир его детства стали сегодня объектом такого заботливого внимания.

Четыре столетия назад делать разницу между взрослым и ребенком – было не принято. Ребенка считали уменьшенной и неполноценной копией взрослого. Историческое возникновение и развитие этого волшебного периода человеческой жизни, которое именуется сегодня «детством» — тема не только интересная, но и полезная.

Трудно поверить, но большую часть человеческой истории (я говорю о западной цивилизации) к ребенку относились скорее как к бесправной обузе, и теплые чувства, которыми полнятся сегодня отношения детей и родителей, в те времена были экстраординарным исключением.

До XIII века нормой было отправить трех-летнего ребенка работать в огород или нагрузить его работой по дому, наравне с взрослыми членами семьи. Другим популярным решением было отдать ребенка «на воспитание» ремесленнику или в знатный дом, где он бы играл роль слуги или подмастерья.

Кормили детей крайне плохо, и это не всегда было связано с бедностью. Даже детям из богатых семей готовили очень скудную еду. Считалось, что их не стоит перекармливать. «Педагоги» того времени также не рекомендовали давать детям мяса, которое, поскольку оно якобы пробуждало в них дикие инстинкты.

Фундаментальной основой для развития в ребенке послушания представляло посещение публичных наказаний преступников и устрашающих церковных проповедей. Другим популярным средством было физическое наказание – порка. До XVIII века детей пороли систематически, вне зависимости от их поведения, и добавляли дополнительные наказания в случае провинности.

Даже детей из королевской семьи пороли.

Людовик XIII в день своей коронации был высечен «по-расписанию», на тот момент ему было 8 лет. Лишь в эпоху Возрождения начались дискуссии об излишней жестокости в отношении детей, но даже прогрессивно настроенные мыслители соглашались с необходимостью порки в разумных пределах.

Можно сказать, что до XIV века ребенок, способный ходить и говорить, рассматривался как биологически неполноценный взрослый – глупый, непоследовательный и неспособный ни на что, но наделенный всеми обязанностями старших. Мир детства не существовал в принципе, ребенок жил в жестоком мире взрослых и по их правилам.

С XIV-XVII века ситуация изменилась в лучшую сторону, к ребенку стали относиться как к важному члену семьи, начиная с самого малого возраста. Тогда же появилась идея взаимных обязательств: родители тратят свои время и деньги, дабы помочь ребенку вступить в жизнь, а последний обязуется быть покорным и послушным.

Философы того времени часто сравнивали ребенка с мягким, податливым воском или глиной, которой нужно придать форму. Тогда же появились первые пособия по воспитанию, распространяется культ Марии и младенца Иисуса, который формирует образ заботливой и любящей матери. В аристократических кругах появилась тенденция умиляться и восхищаться трогательной красотой маленьких детей, нежно оберегать их и лелеять.

Именно в этот период появляются первые реалистичные изображения маленьких детей – в виде прелестных мальчиков-ангелочков Путти. До этого времени дети изображались как уменьшенная копия взрослых без учета детских пропорций.

Коренные сдвиги в практическом обращении с ребенком и в понимание детства как особенного периода жизни были достигнуты в XIX веке. Подавляющая часть родителей стала отказываться от регулярной порки и сомневаться в том, что имеет смысл запугивать ребенка. Многие стали задумываться о том, что подавление воли детей – не самое лучшее средство в вопросе воспитания. Даже отцы начинают проявлять живой интерес к малышам, иногда подменяя мать в ее непростых хлопотах.

В конце XIX века появились новые педагогические теории. Педагоги, психологи и врачи предлагали тренировать собственную волю ребенка, заботливо направляя ее в правильное русло, учить приспосабливаться к обстоятельствам, социализироваться. С середины XX века эти рекомендации уже стали частью реальных отношений между детьми и родителями. Стал набирать популярность помогающий стиль воспитания.

Помогающий стиль воспитания основан на понимании, что ребенок проходит последовательные стадии развития, выполняя специфические возрастные задачи. Эти задачи далеки от критериев успешности взрослого человека.

Сам ребенок знает о своих возрастных потребностях лучше, чем родитель.

Краткий курс в историю отношений между детьми и взрослыми можно обобщить следующим образом: ребенок все меньше подвергается насилию и жестокости со стороны самых близких ему людей, получает возможность иметь собственное мнение и волю. Ребенку дается все больше времени на взросление и принятие собственных решений. Педагоги говорят об уникальном периоде и называют его детством. Детство приобретает особенное значение в глазах взрослых.

Детство – это не просто период, когда ребенок учится быть эффективным работником и членом общества, но волшебное время, когда маленький человек познает мир и самого себя во всей его непосредственности и восторженности.

Возможно, прочитав эту небольшую статью, некоторые родители смогут чуть-чуть расслабиться. Современные методы воспитания, даже самые спорные, совершенно точно несут больше пользы, чем прошлые представления о ребенке. А наши знания о психологическом и физическом развитии детей с каждым днём растут, становятся глубже и точнее.