© Елена Литвинова
Из разговоров узнаешь больше, чем из книг...
Немного надо человеку смертному: любить и есть, сказал один приятный философ.
У нас на соседней улице живет одна удивительная старушка. Выглядит она, как обычная греческая леди из простонародья: седая кудрявая голова, опрятная светлая блузка, обязательный передник. Удивительно же в ней то, что каждый раз, когда я прохожу мимо ее балкона, она выходит и настойчиво меня приветствует в каком-то оперном, восторженном стиле: улыбается, хвалит, какая я красивая, многократно крестит. А я даже не знаю, как ее зовут. В общем, странная платоническая история.
***
– Как дела? – спросила у Нектария, одетого в черную футболку с логотипом сериала «Друзья».
– Слава Богородице, – ответил Нектарий. – Но есть и проблемы.
– Что такое?
– Огурца много. – вздохнул Нектарий. – Слишком много огурца.
Апостол выложил черную, глазированную солнцем черешню в стеклянные чаши с водой: если не порадуется глаз, то и желудку будет не так весело.
Сегодня он громогласно прощался с рынком перед каникулами:
– Забудьте меня! Вспомните, когда я вернусь! – орал он.
Агора отмалчивалась.
– Что?! Не слышу! – с вызовом, как заносчивая рок-звезда, продолжал орать Апостол. – Так мне что – остаться? Или уезжать?
– Хорошего пути, – шлепнул его по спине Манолис. – Не то мы тут оглохнем.
Господин Костас был в своем обычном настроении – меланхолия, минор, тихие мотыльки над могилкой на сельском кладбище. Не человек, а ноктюрн Шопена.
– Скажи мне, Катерина, где люди? – спросил меня Костас. – Почему они сегодня не пришли?
– В отпуск, наверное, уехали, господин Костас. Но они вернутся!
– Пока они вернутся, я умру с голоду!
Прокопий устроил себе домик: отгородился от агоры тентом. Поставил две табуретки: на одну сел, на вторую водрузил ледяной «Амстел» и стакан.
– Ты чего там расселся, серафим? – окликнул его Евфимий.
– Я аскет, – туманно пояснил Прокопий. – Я позволяю себе пиво.
Ставрос Якумакис и Афанасий закусывали у жаровни.
– Ты какое вино будешь, Ставрo? – спросил Афанасий. – Красное или белое?
– Я буду то, что сильнее.
– У меня проблема с животом, – пожаловался Якумакис.
– Что такое, болит? – посочувствовал Афанасий.
– Нет. Растет!
Госпожа Деметра, настолько худая, что ее лицо состоит из одного только профиля, как у курицы, торговала у Нектария арбуз.
– Хороший? – волновалась она.
– Живой! – звонко хлопнул по арбузу, как в тимпан, Нектарий.
– А помидоры?
– Помидоры – лучшие.
– Взвесь два килограмма!
Нектарий, накладывая помидоры, изысканно шутил:
– Ты не смотри, Деметра, что я такой добряк. На самом деле я – мафия!
– Почему?
– Потому что я сейчас возьму твои деньги! – пригрозил Нектарий.
Посмеялись.
– Смотри, Нектарий, даже Перикл смеется, – показала на Перикла госпожа Деметра. – Никто тебе не верит.
– Ладно. Вот твои сумки. Сделай фаршированные помидоры и скажи, когда будешь их готовить, я приду.
– Приходи завтра. – сказала Деметра.
– Хорошо бы все со мной так разговаривали! – растрогался Нектарий.
***
Жарко. Воздух пенится, слоится, дрожжит.
Думала только про дыню, но в итоге купила кукурузу, огурцы и помидоры, кудрявый салат и гигантский зеленый лук, а еще нектарины, персики круглые и персики плоские «НЛО», черешню и вишню. Еле иду.
На балконе – моя старушка. Добрая волшебница из детской сказки. Машет ручками, крестит, кричит:
– Красавица моя! Любовь моя!
А я – выгляжу, как Фру-фру перед тем, как Вронский застрелил ее из жалости: шея потная, дышу тяжело, из ноздрей пар.
– Простите, – говорю ей, – но какая же я красавица?
– Усталая, но красавица! – возражает мне моя фея.
***
Прилавки, обработанные по живописным канонам, заполнены съедобной красотой; полухристианские, полуязыческие алтари на обочинах и перекрестках, надежный свет и исцеляющая тень, дома сливочного цвета с кровлями из красной черепицы, на углах которых – листья акротерия, как в древние времена.
Хрустальные витражи свежесплетенных за ночь паутинок на ограде.
Мимо идет монах в подряснике, с деревянным посохом в руках. Символичность его библейского облика разбавляют новенькие кроксы.
Теперь я понимаю, почему греки предпочитали двухэтажные эпитеты – все эти легкобокий, кисложирный, винноцветный, розовоперстый. С их помощью легче распознать, сколько в нашем мире искусства.
– Это рай, – сказала я однажды Прокопию.
– Не рай, – поправил меня Прокопий. – Просто здоровая жизнь.
Из разговоров узнаешь больше, чем из книг, заметил один ученый философ.
Кстати, как показала жизнь, далеко не все считают, что человеку достаточно только любить и есть. Но только они, к сожалению, не знают, что если ты не умеешь любить и есть, ты не умеешь жить.
Автор: Екатерина Фёдорова
Фотография: Евгения Валла