На балл выше

На балл выше - слайд

© Катерина Шуляк

Надо быть смекалистее, мам, и не отвлекаться на уроках, вот что я понял...

Сотни раз я проходила со своим сыном-пятиклассником один и тот же путь.

— Мам, давай я сам, я же уже взрослый, — в очередной раз сын просит меня перестать контролировать его в выполнении домашних заданий. – Я тебе докажу, что могу и без твоего участия нормально учиться.

— Ну, давай попробуем, — я вздыхаю с облегчением, но одновременно и с тревогой, потому что если сын не справится, расхлебывать последствия мне предстоит не в меньшей степени, чем ему. И еще я знаю – его рвения учиться самостоятельно хватает на первую неделю. Ровно неделю он учится в полную силу, ничего не забывает, не откладывает, обклеивает всю сену над письменным столом напоминалками: «Во вторник контрольная по истории», «Выучить стих», «Не забыть про контурные карты!». Ровно неделю он относится к учебе серьезно, приносит из школы хорошие оценки, а в классном чате то и дело проскакивает какая-нибудь похвала от учителя, что Сережа сегодня отлично выступил с докладом или что Сережа, наконец, понял, как правильно оформлять задачи по математике.

Но спустя неделю, прямо на глазах, Сережа съезжает с пути успеха. Причем, делает это в тот самый момент, когда его мама, то есть я, наконец, позволяет себе расслабиться. Потому что, наконец, сын перестал витать в облаках, вырос, включил сознательность, стал ответственным и далее по списку, который любая мама готова перечитывать по нескольку раз в день и верить: жизнь наладилась. Вот она, запоздалая награда за бесконечные сидения над книгами с ребенком, за ссоры и истерики, за «не понимаю», «не хочу!», «устал!», «не буду!», «не получается». Наконец все, связанное со школой, можно отпустить и, слыша, как ребенок в своей комнате учит топик по английскому, мама позволяет себе в тишине на кухне пить какао и улыбаться тому, что жизнь удалась. Причем, у этого «жизнь удалась» есть конкретные подтверждения – слова, произнесенные ребенком: «Мам, я все сделал», «Мам, я сам разобрался», «Мам, там было задание со звездочкой, и я что мне стоит его сделать тоже, раз есть время», «Мам, знаешь, в этой географии ничего сложного, зря я раньше ее ненавидел».

После недели самостоятельности Сережино рвение к учебе тает как на глазах. И понятно, отчего. Ведь любовь к учебе не проснулась в нем вдруг, а всего лишь была им придумана на радость родителям. Мы часто в тонусе делаем какое-то важное дело, а после, когда дело сделано, чувствуем себя выжатыми и истощенными. Так и мой сын. Он доказал, что может учиться сам и потух. Загорелся целью избавиться от контроля взрослых над его учебой и сдался. Отказался от помощи, чтобы… всего через каких-то семь дней снова ее попросить.

— И что же, теперь так до самого 11 класса мне следить и напоминать? – я делюсь проблемой с подругой, которая, так совпало, еще и школьный психолог.

— Ну, если хочется окончательно запустить ситуацию, то конечно можно продолжать в том же духе, — слышу в ответ.

— А как не запустить?

— Отпустить, — объясняет подруга. – Дать возможность побыть не только прилежным учеником, но и двоечником. Двойки полезны именно тем, что ребенок учится справляться с неуспехом. Исправлять оценки, брать себя в руки, делать сверхусилия, принимать меры, — это же не только про школу, вообще про жизнь. Испытаний в будущем будет очень много. И никакой мамы не хватит каждый раз стелить соломку.

И я решила отпустить.

Так неделя побед сменилась неделей поражений. Постоянно забывалась физкультурная форма, терялась сменка, забыл выучить одно, не сделал другое, неправильно понял третье, не услышал четвертое. На глазах проблемы сына вырастали в огромный снежный ком. Еще парочку добавить, и этот ком никогда нельзя будет сдвинуть с места. Я наблюдала за своим горе-учеником и копила силы, уверенная, что однажды именно мне предстоит этот ком толкать. В этих наблюдениях прошла вторая неделя и наступила третья. Она не была такой радостной и легкой, как первая, но и от второй отличалась. Сын явно не чувствовал себя комфортно в роли безответственного вечно все забывающего ученика. Что-то такое щелкнуло внутри него, что – опять же без контроля и напоминаний – заставило его снова предпринимать усилия, стараться помнить, быть внимательным на уроках. Двойки постепенно заменились тройками и стали приближаться к четверкам. И вот уже физкультурная форма сложена с вечера, а сменка каждый день возвращается домой.

— Я мог бы получить оценку повыше, но я недоучил, — признается мне сын за обедом.

— Почему недоучил? – уточняю.

— Поленился, — честно говорит он мне. – Но я слушал ответ Влада и понял этот вопрос. Так что если меня и спросят опять, я отвечу запросто. Знаешь, не обязательно до ночи что-то зубрить. Надо быть смекалистее, мам, и не отвлекаться на уроках, вот что я понял.

«Он понял», — выдохнула я, когда сын ушел в свою комнату. Внимательнее на уроках. Смекалистее. Как долго я этого ждала! Мысленно я праздновала эту маленькую победу, когда мой сын понял то, что никак не мог понять. Ведь я не подозревала, что на балл выше – это два, а не единица, которую он получил.

Автор: Наши Дети

Фотография: Екатерина Шуляк

Материалы по теме
->