6 октября 2017

О сказках: почти по Джанни Родари

О сказках: почти по Джанни Родари
99

АВТОР: ХРОПОВ ЕВГЕНИЙ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, МУЖ, ОТЕЦ

ФОТОГРАФИЯ: ВИКТОРИЯ ИЛЬИНА / FACEBOOK / INSTAGRAM

Имеет ли место сказка в жизни ребенка сегодня? Информации много, доступ к ней открыт. Тайн и загадок все меньше и меньше. Но на самом деле, чем меньше тайн и загадок, тем скучнее наша жизнь, и… тем хуже наше интеллектуальное развитие. Если всё известно, если все можно узнать при нажатии пары кнопок, то зачем фантазия и воображение? Между тем, фантазия и воображение — одни из самых основных компонентов творчества. Да и неплохо выступают они в активизации механизмов мышления. А если мышление работает, то превратиться в потребителя информации, живущего по стандартной схеме, труднее.

Возможно, «рефлексивные» — не очень хорошее определение для моей истории, потому что рефлексия таки – самоанализ, а мы поговорим, скорее о дидактических сказках. Дидактические сказки применяются в арт-терапии и в сказкотерапии. Не вдаваясь в мудреные психологические подробности, замечу, что сказка всегда использовалась в нашей культуре как дидактическое и воспитательное средство. Без научной основы. Потому не будем говорить о сказке, как методе терапии, а поговорим о ней в житейском смысле, на уровне: что может сделать каждый из нас без специального образования.

Известный всем нам (ну или старшему поколению) с самого детства Джанни Родари является не только автором «Чиполлино», но и хорошей книги для взрослых, которая называется «Грамматика фантазии». Там он повествует о том, как родителям можно (и нужно) придумывать сказки вместе со своими детьми. Про методы, предлагаемые Родари можно прочитать самостоятельно. Расскажу, как дело обстоит у нас.

У нас дочка Верочка 2,5 лет. Как и всё – активная, непослушная (особенно накануне кризиса 3-х лет), вредная и т.п.  В меру сил и возможностей мы оба (мама и папа) принимаем участие в ее воспитании. Так как моя нервная система закалена (или уничтожена полностью) работой в сфере образования, то вечернее укладывание – моя прерогатива. Вечернее укладывание некоторое время назад представляло собой двухчасовое «кверхупопство» и попытки разговоров «за жизнь» на доступном для дочки уровне владения языком (болтает она, к слову, уже хорошо). Правда (только не рассказывайте жене) сейчас дочка во время укладывания ведет себя хорошо, поэтому это уже не такая «адская» нагрузка на психику. Тем не менее, по традиции, укладывание моё. Так как просто сидеть у кровати скучно, а у каждого родителя должна быть какая-то своя традиция по отношению к ребенку – я стал придумывать сказки.

Кстати, в качестве лирического отступления, у нас появилась еще одна традиция – мы всей семьей перед сном смотрим диафильмы. Да-да, именно те советские диафильмы из прошлого. Со всей подготовкой, заправкой пленки, вывешиванием экрана. «Вместе», главное здесь именно «вместе»: мама, папа и дочка собираются вместе каждый вечер и смотрят диафильм. Дочке нравится, да и мы детство вспоминаем.

Но вернемся к сказкам. Наша «серия», бесконечный сиквел, называется «Про Принцессу и Дракона». Некоторые мамы говорят: никогда не буду рассказывать дочке сказу про Принцессу и Прекрасного Принца, чтобы потом не было разочарований. Вот у нас и нет никаких принцев. У нас есть маленькая Принцесса, примерно ровесница нашей Верочки, есть мама и папа и есть Дракон. Дракон – добрый, старший и лучший друг Принцессы. Конечно, этот персонаж, с дидактической точки зрения, объединяет в себе старшего друга, родителя и учителя. Но в первую очередь он – Дракон. Сюжет каждой новой вечерней сказки диктует прошедший день.

Сказка может придумываться мной в течение дня, а может, за две минуты перед сном. Сказка может быть сугубо образовательной, например, «Как Дракон и Принцесса прошли через волшебное дерево, уменьшились и общались с муравьями и прочими насекомыми», или «Как Дракон знакомил Принцессу со своими лесными друзьями». Может быть поддерживающей и ободрительной. Когда дочка заболела, родилась сказка о том «Как Принцесса заболела, а Дракон ее лечил, летая за Тридевять земель за докторами и лекарствами». Так как болели мы долго, то вместе с нами успел переболеть и Дракон тоже. Ну и, конечно, сказки несут и сугубо воспитательную нагрузку. Когда дочка капризничает, рождаются сказки про «Принцессу, которая отказывалась есть и заболела» или «Про Принцессу, которая долго не мылась и не чистила зубы и попала к врачу».

И, конечно, Дракон учит с Принцессой буквы, цифры или просто катает ее на шее по разным волшебным местам, горам, лесам и водопадам. Поэтому, каждый вечер дочка обязательно ждёт сказку: «Про Принцессу, про Дракона» и порою начинает сопеть посреди истории.

P.S. Почти по Дж. Родари. Что поможет вам выдумывать вместе с ребенком. Несколько приемов-задач.

    Ситуационные задачки:

a.    Представь, что ты стал на один день (мужчиной/женщиной, индийцем, шахтером) кем угодно, чтобы сыграть чужую роль, почувствовать себя в «шкуре» другого.

b.    Представь, что тебе надо бушмену рассказать про снег и Новый год.

   Как это работает:

Нестандартное объяснение явлений. Выбираем явление или любое достижение человечества и объясняем, как это работает. Идеальный пример, умпа-лумпы Роальда Даля из «Чарли и шоколадная фабрика» или Фиксики.

    Сходным с предыдущим типом является задача на изменение масштаба:

«Взгляни на мир глазами муравья».

   Чтобы привлечь внимание к слову:

Рассказывайте сказки хорошим и правильным языком. Правда, никто не отменяет придумывания новых слов.

   Бином фантазии

Два противоположных слова. Прием заключается в возможности склеить несклеиваемое. Например, «зубная щетка и отбойный молоток» — какое изобретение может получиться.