3 ноября 2017

Отец в жизни мальчика

Отец в жизни мальчика
305

.

Автор: Владимир Гарипов

ФОТОГРАФИЯ: МАРИНА КАЗАКОВА

Весь внешний мир ребенок воспринимает через двух самых важных людей — мать и отец. У матери есть свои задачи, у отца свои. В возрасте 3-7 лет отец становится тем человеком, который по большей части помогает мальчику прожить отделение от матери и идентифицировать себя, как мужчину.

До 2-3 лет у мальчика с матерью очень сильное слияние, но после он смотрит по сторонам и пытается определить, кто он. Мальчик отождествляет себя с отцом — “я тоже мужчина, как и папа”. Тогда у него возникает вопрос — “А какой я мужчина?”. Первую информацию об этом он получает в наблюдении за своим отцом, подражая ему.

Например, в определенных ситуациях, будь то конфликт, стремление к своей цели или взаимодействие с другими мужчинами и женщинами, мальчик отождествляет свое поведение с мужским, а не женским. Важно полноценное присутствие отца не только в социальной жизни, а и в быту, в тяжелых моментах, когда ребенку нужен уход. Тогда мальчик видит отца и в хороших, и в плохих ситуациях, у него формируется целостный образ мужчины.

Есть функции в отношении ребенка, которые должен выполнять только отец. Например, чувство безопасности во внешнем мире. Мужчина в семье, по определению, самый сильный персонаж, поэтому он дает чувство безопасности и убеждение, что если с ребенком что-то случится, он всегда может обратиться к отцу за помощью. Если же мужчины нет, тогда ребенок, видя кого-то большого во внешнем мире, будет испытывать неосознанный страх.

Кроме того, задача отца ограничивать детей от откровенно неправильных поступков, особенно в подростковом возрасте. Отцу не обязательно быть строгим и агрессивным, достаточно просто спокойно разграничивать, что можно, а что нельзя делать. До подросткового возраста отец должен дать ребенку любовь и принятие его таким, каким он есть. Если и рамки, и любовь даются в достаточном количестве, тогда в тинейджерстве, когда происходит “бунт против родителей”, подросток совершает ошибки и делает эксперименты, у него все равно есть ощущение того, что он может обратиться за поддержкой и защитой к отцу, а за принятием и безусловной любовью к маме.

Если мать — это про принятие, созидание, сохранение, то отец — это про риск, движение, испытание внешнего мира на прочность и эксперименты. С помощью отца мальчик себя отождествляет не только с отдельным мужчиной, а и со всем родом, получает неосознанное понимание того, “какой мой род” и «что я, как мужчина беру из своего прошлого”. Это не значит, что он должен взять и повторить все, что делал отец, но у мальчика должна быть возможность сравнить и принять решение о том, что он хочет оттуда взять, а что не хочет.

То, что в жизни мальчика должен быть мужчина, это константа, которую невозможно оспорить. Желательно, чтобы именно родной отец выполнял мужские функции. У мальчика именно с отцом формируется глубокая родственная связь, откуда он черпает генетическую информацию о социальных аспектах. И даже если другой мужчина или несколько мужчин хорошо справятся с функциями опеки, защиты, обеспечения, наставничества, мальчик всегда будет задаваться вопросом — «а как это у моего отца?», потому что мы всегда подсознательно возвращаемся туда, где наши корни.

И только тогда, когда с отцом невозможно договориться (он умер, или наркоман), есть смысл искать того, кто может биологического отца заменить. Если же в семье, по любым причинам, отца нет, женщина ни в коем случае не должна искать способы заменить мужскую роль собой — стать для мальчика одновременно и отцом, и матерью. Нужно искать других близких мужчин (дяди, дедушки), тренера секций и лагерей — места, где мужчины занимают ведущую роль. В идеале, найти мужчину, который будет тепло относиться к ребенку и будет достаточно системен в своем присутствии. Самое главное здесь — система, тепло и наставничество.