5 января 2020

Хаяо Миядзаки. Первый мультфильм, который увидит ребёнок

5 лет на один мультфильм – это много или мало?
Хаяо Миядзаки. Первый мультфильм, который увидит ребёнок
3842
текст

Фотография: Regionvalles.com


Дорогие друзья! Сегодня день рождения у великого человека, режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. Ему исполняется 79 лет. Талантливый, глубокий, мудрый, бескомпромиссный. Целые поколения людей выросли на его мультфильмах. Многие из нас познакомились с шедеврами Миядзаки уже взрослыми. Но тем и прекрасны работы этого человека - в любой момент жизни они говорят тебе что-то новое, наполняют, вдохновляют и учат. Мы поздравляем Хаяо Миядзаки и повторяем статью о нем - с любовью и уважением о гении. 


У нас так много всего. Холодильник полон продуктов, только и успевай выбрасывать, шкаф ломится от вещей, которые не нравятся, надоели или куплены по случаю. У ребенка слишком много игрушек, некуда складывать. Дом – полная чаша. В разнообразии фильмов и мультфильмов можно утонуть. Благополучие.

И потребительство. В таких условиях очень сложно остановиться и выбрать одно из множества. Нужно долго и внимательно искать настоящее. Прислушиваться, присматриваться. Пожертвовать количеством, дешевизной, доступностью.

Но результат всегда того стоит.

В мире есть сотни детских каналов. Тысячи мультфильмов, шоу, роликов появляются на свет каждый день. Картинки яркие, музыка бодрая, дети довольные. Не оторвать.

А где-то в далекой Японии, за узким столом, сидит седой, усталый человек в резиновых шлепанцах и рисует. Рисует. Рисует. Каждый день, с утра до вечера. Он рисует маленькую гусеницу, каждое ее микродвижение. Вот она передвигает ножки, вот поворачивает голову, вот ветер шевелит ее ворсинки. Сотни, тысячи набросков. Год за годом.

5 лет на один мультфильм – это много или мало? Ровно столько, сколько нужно гению для создания шедевра. Ровно столько, сколько нужно, чтобы хорошо сделать свою работу. Чтобы не было стыдно. Чтобы по одному только кадру зритель понял – перед ним произведение искусства.

Хаяо Миядзаки 78 лет. Больше 40 из них он создает мультфильмы. Великий режиссер анимационных фильмов родился в 1941 году в семье владельца авиационной фабрики, в университете изучал экономику и политику, но делом его жизни стало создание мультфильмов.

Он уже давно не стремится завоевать чьи-то симпатии. Этот невероятный человек давно получил все возможные награды. Им восхищаются, его боготворят. А он работает.

Если имя Хаяо Миядзаки пока еще ничего не говорит вам, мы постараемся это исправить. Вполне возможно, его мультфильмы по каким-то причинам не окажутся вам близки, но жизнь гениального японского мультипликатора, его философия, взгляд на работу и воспитание детей, не менее интересны, чем его творения.

Хаяо Миядзаки нельзя назвать весельчаком и шутником. Не похож он и на доброго дедушку-сказочника. В нескольких документальных фильмах о нем зрители видят ворчливого и даже жесткого человека. Бескомпромиссного.

Он создал фантастические миры, которые изменили к лучшему жизнь множества детей и взрослых во всем мире. Ради этого он работает, ради этого живет.

Однажды в интервью Хаяо сказал, что начиная работу над новым фильмом, часто хочет бросить все, но его вдохновляют мысли о детях, которые их увидят.

«Возможно, это будет первый мультфильм, который ребенок увидит. Подарить ребенку час счастья, пожалуй, важнее, чем дать целый год радости взрослому. Ведь этот час может оказать влияние на всю его жизнь».

И это не пустые слова.

Миядзаки и дети

Он всегда очень много общался с детьми и утверждает, что для аниматора необычайно важно смотреть детям в глаза. Это позволяет всегда помнить, для кого ты работаешь и не относиться к работе небрежно.

Может показаться удивительным, но Миядзаки — ярый противник того, чтобы маленькие дети часами просиживали перед экранами. Более того, он считает, что до 3 лет лучше не смотреть мультфильмы совсем, даже самые прекрасные (даже если эти мультфильмы его, Миядзаки, авторства). Ведь иначе дети никогда не научатся думать и мечтать сами. В крайнем случае, можно совсем недолго посмотреть мультфильмы, а потом сразу же бежать на улицу – гулять в горах, ловить жуков, исследовать окружающий мир. И дать свободу воображению. Миядзаки надеется, что именно к этому побуждают детей его фильмы.

Кстати, его собственный сын тоже режиссер-мультипликатор. И история их трудовых взаимоотношений очень непроста. Сложно быть сыном великого Миядзаки, если выбрал тот же творческий путь.

Он сочувствует современным детям, считает, что они живут в трудное время – эпоху завышенных ожиданий и высокого уровня тревожности родителей. В эпоху, когда нет места пустым мечтаниям и фантазиям. И последствия этого – трагичны.

 

Миядзаки и природа

Одним из таких последствий является то, что мы потеряли связь с природой, связь со своими корнями, перестали понимать и чувствовать сами себя.

Дети вырастают в черствых взрослых без фантазии. Мы разрушаем окружающий мир, мы уничтожаем друг друга. Миядзаки говорит об этом постоянно, говорит своими работами.

Один из самых известных мультфильмов Миядзаки, «Навсикайя из Долины ветров» рассказывает о мире, который уже был разрушен, люди в нем выживают среди ядовитых грибов и гигантских жуков. Но даже при этом умудряются продолжать воевать и убивать.

Эта же тема поднимается и во многих других фильмах. Один из персонажей мультфильма «Унесенные призраками» — дух рек, который появляется в купальнях для духов в таком состоянии, что все принимают его за духа помоек. Требуется немало воды, волшебных настоев и мужества главной героини, чтобы очистить его от всего мусора, который причинял ему страдания.

Каждая работа Миядзаки – глубокая рефлексия о человечестве. Если мы продолжим жить так, как живем, катастрофа неминуема. Однажды в интервью Маргарет Тальбот (New Yorker) он сказал, что хотел бы прожить еще несколько десятков лет, чтобы увидеть конец человечества.

Миядзаки и Уолт Дисней

Миядзаки часто называют японским Уолтом Диснеем, но очевидно, что сравнение это совсем не льстит Хаяо. Да и отношения его с легендарной американской студией не всегда складывались гладко.

Слишком по-своему видит мир Миядзаки. Слишко иначе он чувствует. В его фильмах присутствует магия, но на этом сходство с Диснеем заканчивается. Его фильмы – не развлекательные истории, а философские размышления о жизни, внимательное наблюдение за миром, чувства и эмоции, уважение к человеку и природе.

Женские персонажи в его мультфильмах не хлопают длинными ресницами и не жеманничают. Они сильные, смелые и умные. Его героини вызывают восхищение. Навсикайя – бесстрашная княжна, ученая и воин, Мононоке – девушка, отказавшаяся от человеческой природы, чтобы жить с волками, Тихиро, маленькая девочка, которой приходится работать на могущественную колдунью и спасать своих родителей.

Миры Миядзаки не черно-белые. Они населены не только магическими существами, но и настоящими людьми со всеми их слабостями и достоинствами. У его злодеев обязательно есть положительные черты, а герои меняются. Чудовища не всегда на самом деле являются чудовищами. А положительные персонажи испытывают страх, зависть и ошибаются.

Он не боится затронуть темы старости и смерти. Его герои – часть природного цикла, реального или фантастического. Миядзаки не опасается испугать детей видом морщин и старческих тел. Мягко, через сказку, знакомит их с понятиями жизни и смерти, юности и старости.

Его мнение о западном мире, о засилии технологий и потребительстве, забавным образом проявилась в его отношениях с западными анимационными студиями. Когда его фильмы «Навсикайя из долины ветров» и «Унесенные призраками» вышли в США, он не дал разрешения на использования изображений из мультфильмов для сувенирной продукции.

«Таким образом я хотя бы гарантирую, что никогда не появится «Хеппи мил Навсикайя» или видеоигра «Унесенные призраками», — сказал режиссер.

В 1997 году он подписал контракт со студией Walt Disney, но когда зашла речь об адаптации фильма “Принцесса Мононоке” для американского зрителя (часть сцен должна была быть вырезана), режиссер отправил руководству Диснея настоящий самурайский меч катана с подписью “No cuts” (Не резать).

Студия «Ghibli”

В 1985 году Хаяо Миядзаке вместе со своим другом и коллегой, режиссером Исао Такахатой и продюссером Тосио Сузуки основали студию, на которой и появились на свет наши любимые мультфильмы.

Название студии “Ghibli” – это название средиземноморского ветра Сирокко в Ливии. Ветер и полеты присутствуют во всех его мультфильмах. Видимо, это связано с тем, что отец Хаяо был владельцем фабрики по производству деталей для самолетов.

В 2001 году открылся музей студии, в котором можно увидеть рисунки Миядзаки, посмотреть короткометражные фильмы, которые не вышли на широкий экран, поиграть в игровой комнате и своими глазами увидеть легендарный котобус. Миядзаки сам проектировал музей, а занимается им по большей части сын режиссера. Нет никакого рекомандованного маршрута для прогулки по музею, его слоган: «Давайте потеряемся вместе»

А к 2022 году поклонников Миядзаки ожидает большой сюрприз. Планируется открытие тематического парка, посвященного мирам, созданным Хаяо.

Интересные факты о мультфильмах и режиссере

Имя персонажа Навсикайя (мультфильм «Навсикайя из долины ветров») Миядзаки позаимствовал из Одиссеи Гомера, а остальные черты персонажа – из старинной японской истории «Принцесса, которая любила насекомых» (794-1185).

Имя Тоторо – это комбинация названия Токорозава, родного города Миядзаки и слова троль.

Известный американский писатель и сценарист Нил Гейман (автор знаменитой Коралины) работал над английской версией сценария «Принцесса Мононоке». Оказалось, что представители американской студии и Миядзаки ставили ему настолько разные задачи, что в конце-концов Гейман написал две разные версии и оставил их разбираться между собой.

Джон Лассетер, основатель студии Пиксар – большой фанат Миязаки, поэтому Тоторо появляется в Истории игрушек 3.

История о рыбке Поньо имеет общие корни с историей о маленькой русалочке.

Город из «Ведьминой службы доставки» – это смесь Стокгольма, Парижа, Сан-Франциско, а также уголков в Италии и Ирландии, какими они были в 50-е годы.

По воскресеньям Миядзаки чистит реку рядом с домом.

Режиссер – большой поклонник советской анимации. Юрия Норштейна он считает гением. А мультфильм «Снежная королева» Льва Ааманова настолько покорил его, что, увидев его, он окончательно решил посвятить свою жизнь анимации. Отголоски этого можно найти в некоторых работах мастера.

 

Человек, который никогда не закончится (Never ending man – название документального фильма о режиссере)

В 2014 году Миядзаки объявил о выходе на пенсию, его фанаты во всем мире серьезно загрустили. Но режиссер остался верен себе и продолжил трудиться. На вопрос о том, как он проводит время «на пенсии», Хаяо ответил, что работает теперь еще усерднее, только приходит в студию на полчаса позже, а уходит на полчаса раньше.

Сначала он долго работал над 12-минутным мультфильмом о маленькой гусенице Боро, которую смогут увидеть лишь посетители музея студии «Гибли». В этом мультфильме были использованы компьютерные технологии, чему режиссер сначала долго противился. Работа шла тяжело, в какой-то момент вся творческая группа была близка к отчаянию:

«Я не привык делать мусор, по одному только кадру я могу сказать, является ли фильм произведением искусства, или ничего не стоит. Это суть творчества», — говорит он в документальном фильме «Человек без конца».

Но все получилось, магия Миядзаки снова победила. И в 2016 году он еще раз всех удивил. Режиссер объявил о том, что начинает работу над полнометражным фильмом. Эта работа станет прощальным подарком для его внука, своего рода посланием: «Дедушка скоро отправится в другой мир, но здесь останется результат его труда». Она должна быть закончена до Олимпийских игр, которые пройдут в Токио в 2020 году. По информации сайта Nausicaa, фильм будет называться «Как ты живешь».

Когда Миядзаки принял решение начать работу над фильмом, ему было 75 лет. «Я закончу его, когда мне будет 80. Я скажу об этом жене и попрошу её понять меня. Я готов к тому, что умру, работая над фильмом. Лучше умереть так, чем не делая ничего».

Жить для Хаяо Миядзаки значит делать мультфильмы.

И это становится совершенно очевидным каждому, кто их смотрит. Все в них настоящее, живое, важное. В них душа, труд и взгляд на мир гения и неравнодушного человека.

Мы составили  список наших любимых мультфильмов Хаяо Миядзаке. Искренне завидуем тем, у кого встреча с прекрасным еще впереди.


Навсикая из долины ветров (1984 год)

Кадр из мультфильма: источник.

Мультфильм снят по манге авторства Хаяо Миядзаки. Мир, по которому давным-давно прошла ужасная война. Вся земля покрыта густым лесом из ядовитых грибов и населен гигантскими жуками, а люди научились выживать в этом мире. Жаль, что они не научились не воевать и относиться с уважением ко всему живому. Маленькая княжна своим примером покажет, почему это важно.

Трейлер


Небесный замок Лапута (1986)

 

Кадр из мультфильма: источник.

История о парящем острове, который все считают легендой. Найти его можно только с помощью магического кристалла. Сита – главная героиня мультфильма и наследница династии владельцев острова. И в руках у нее – тот самый кристалл.

Кстати, название острова взято из произведения Джонатана Свифта «Гулливер в стране великанов».

Трейлер


Мой сосед Тоторо (1988)

Кадр из мультфильма: источник

Один из самых трогательных и необычных мультфильмов автора, понятный и близкий и самым маленьким, и взрослым. История о дружбе симпатичного, пушистого духа леса и маленьких девочек.

Трейлер


Ведьмина служба доставки (1989)

Кадр из мультфильма: источник

Этот мультфильм – о взрослении, о самостоятельности, о поиске своего пути в жизни. Кики – маленькая ведьма, по исполнении 13 лет она должна отправиться в другой город, жить там одна и познакомиться с собой. Понять, что ей нужно, в чем её сила и как это – быть взрослой.

Трейлер


Порко Россо (1992)

Кадр из фильма: источник

Летчик Алый Свин настолько разочаровался в людях после войны, что почти превратился в свинью. Он ловит воздушных пиратов и старается, чтобы его самого не поймали. Говорят, что у Свина есть реальный проообраз – отважный летчик Красный Барон.

Трейлер


Унесенные призраками (2001)

Кадр из мультфильма: источник

Это один из самых известных фильмов Миядзаки. Девочка Тихиро и ее родители попадают в волшебный мир. Там с родителям девочки происходит страшное – они превращаются в свиней. Тихиро должна быть сильной и отважной, чтобы спасти родителей. Она остается в волшебном мире и начинает работать на колдунью Юбабу.

Литературным прообразом этого фильма стала книга “Таинственный город за туманами” японского писателя Тозабуро Такекавы. Одна из сотрудниц студии Миядзаки любила эту книгу еще десятилетней девочкой, а режиссер хотел создать фильм, который понравится девочкам-подросткам. Сюжет был довольно сильно изменен, но персонажей в ней можно легко узнать.

Трейлер


Ходячий замок (2004)

Ходячий замок – волшебная история о девушке, у которой злая колдунья похитила красоту и молодость. Это невероятно красивый и захватывающий мультфильм. Замок может менять обличье и передвигается, как избушка на курьих ножках.

Трейлер


Рыбка Поньо на утесе (2008)

Кадр из мультфильма: источник.

Добрая и красивая история о дружбе маленького мальчика и волшебной рыбки (ее история чем-то напоминает историю о маленькой русалочке). Поньо любит мальчика и хочет превратиться в человека, чтобы остаться с ним. А мальчик преданно заботится о своей маленькой подружке.

Трейлер


Ветер крепчает (2013)

Кадр из мультфильма: источник

Этот мультфильм рассказывает об авиаконструкторе, посвятившему всю жизнь любимому делу. Это единственный мультфильм, которые Миядзаке считает взрослым (в это отличие с западным взглядом на его работы, большая часть его мультфильмов не считаются детскими). В чем-то – это история о самом Миядзаке. Эта работа должна была стать последней в творчестве Хаяо, но, как мы уже знаем, этого не произошло.

Трейлер


При работе над текстом использовались источники: «New Yorker«, Salon, Soranews, Buzzfeed, Omegacenter, книга Enviro-Toons: Green Themed in Animated Cinema, документальный фильм «Never ending man», жж-сообщество «Миядзаки и студия Ghibli«, Кинопоиск