Пешком или на лифте: как преодолеть лень и нежелание напрягаться

Пешком или на лифте: как преодолеть лень и нежелание напрягаться - слайд

© Mikołaj

— Мама, я прочитала целых две главы за полчаса. И все поняла!

«Именно сейчас я не очень хочу этим заниматься», — сказала мне дочка, когда я предложила ей почитать. Эта фраза звучит довольно невинно, не правда ли? Никакой категоричности. Просто ребенок не в настроении, возможно, немного устал. Но не тут то было.

Подобные ответы на предложение почитать я слышала уже несколько недель подряд. Иногда дочь говорила, что устала, иногда, что не в настроении, иногда, что сейчас ей хочется заняться чем-то другим. Но результат всегда был один — именно этот момент для чтения оказывается совершенно неподходящим.

Сначала я просто не обращала на это внимания. Не хочет сегодня — не проблема, захочет завтра. Потом я пыталась с ней договариваться. Сейчас отказываешься — почитаешь перед сном. Но воз чтения никак не сдвигался с мертвой точки. На следующий день снова находились дела поважнее, а перед сном не оказывалось сил.

И я поняла: проблема сама собой не решится. Дочку затянуло в петлю «Сделаю завтра», из которой и взрослому порой выбраться очень непросто.

С вами такого не случалось? Сегодня пропускаешь тренировку, потому что приболел. Завтра — потому что еще не до конца оправился. Через два дня — накопилась работа за время болезни. Через 4 возникли обстоятельства. А через 5 — ощущение, что ты никогда на тренировки не ходил. И так хорошо отдыхать дома, что идти туда и не хочется. Если в этот момент себя не пересилить, не вернуть привычную рутину, с каждым проходящим днем сделать это будет все труднее и труднее.

Вернуться к тренировкам через месяц — словно начать их впервые в жизни. Мышцы ослабели, привычка ушла, предчувствуешь боль и усталость. Приходится пересиливать себя, и дается это очень непросто. Мозг — наш главный друг и враг. И очень искусный придумщик, изобретающий самые невероятные причины не делать то, чего нам делать не хочется.

При регулярных занятиях ты обычно не успеваешь и подумать, идти или не идти. Руки сами привычно собирают рюкзак, ноги топают в сторону спортзала. А оказавшись на месте, просто занимаешься.

Но провалы случаются. И с ними приходится справляться. Я это знаю по своему опыту, поэтому и понимаю, что чувствует дочка.

Чем меньше она читает, тем сложнее ей это дается. Музыка, мультфильмы, игры... Способность к концентрации падает, привычка пропадает, словарный запас не растет. Чтение для нее сейчас не удовольствие, а трудная тренировка. И единственный способ это изменить — читать больше.

А лучший способ читать больше — создать рутину, расписание, привычку. Читать каждый день, в одно и то же время, невзирая ни на что. Не принимать «не хочется», не поддаваться лени.

Так мы и поступили. Определили время и начали. В первые дни — через «не могу» и «не хочу». Я обязательно устраивалась рядом со своей книгой и отвечала на все ее вопросы. Была группой поддержки, подсказывала значения слов и выражений. Первую неделю сеансы чтения начинались с тяжелого вздоха и нескольких минут препирательств.

Во время второй недели дочка бралась за книгу без споров и возражений. А на третьей радостно воскликнула: «Мама, я прочитала целых две главы за полчаса. И все поняла! Ты заметила, что я ничего не спрашивала у тебя?»

Возможно, некоторые из вас не одобрят этот способ. Ведь чтение должно быть в удовольствие. И я с этим согласна. Но у современных детей есть слишком ярких, удобных и приятных альтернатив чтению. Они получают информацию из видеороликов и подкастов, смотрят и слушают намного больше, чем мы.

Во многом им проще, чем нам. Ведь в их руках любая информация. Но одновременно им и сложнее. Ведь чтобы научиться концентрироваться и понимать тексты, им приходится сознательно отказываться от простого и выбирать сложное. Идти пешком туда, куда можно подняться на скоростном лифте. Совершить усилие, не совсем понимая, зачем.

В какой-то момент они смогут оценить достоинства этого выбора, получить от него удовольствие: сильные мышцы, свобода (а точнее, умение концентрироваться, вдумываться, понимать, анализировать, выражать свои мысли). Но сначала для этого нужно долго и трудно подниматься — ступенька за ступенькой.


Фотография: Mikołaj, Unsplash

Материалы по теме
->