23 января 2021

Эмпатия начинается с песочницы

Мама, почему этот мальчик расстроился?
Эмпатия начинается с песочницы
7599

Дети - тоже люди. Почему-то у нас не принято заботиться о чувствах детей так же, как мы заботимся о чувствах взрослых, с которыми общаемся. Это точно изменится, и скоро. Мы научимся уважать детей и их чувства, и в песочнице тоже

Сегодня в песочнице был прекрасный принц чуть старше года, который радостно строил мне, королеве-матери, глазки и улыбался во все свои 4 нижних зуба. У него была лопатка, которой он стучал, ведро и формочка. Немного отвлекаясь на то, чтобы пофлиртовать с незнакомой королевой, он занимался важным делом: исследовал, как формочка помещается в ведерко, «входит и выходит». Формочка – удивительное дело – помещалась в ведерко только боком, а горизонтально не влезала, и это явление моему принцу хотелось изучить подробнее. Он явно задумал целую серию экспериментов, но его благородную исследовательскую деятельность без конца досадно и грубо прерывала бабушка. Она вытирала салфеткой край песочницы, поправляла мальчику шапку и одергивала куртку, но навести порядок ей было недостаточно. Ответственная женщина, она героически предпринимала попытки научить ребенка делать куличики: выхватывала у него совок и формочку, наполняла песком, потом вкладывала совок обратно в ручку и заставляла его постучать по формочке. Бедный принц протестовал как мог. Он пытался взять свои игрушки обратно, вырывал у бабушки руку, в которую она впихивала совочек, и громкими вскриками потревоженной чайки требовал, чтобы его оставили в покое. Но бабушка была непреклонна. Как один из тех бульдозеров, которыми давят санкционные продукты, она растоптала игру мальчика, и даже не заметила этого. «Это что еще за звуки?» - сказала (специально для меня) бабушка в ответ на явный протест ребенка, у которого только что отобрала совок и формочку, чтобы показать, как правильно наполнять ее песком!

Хорошо, что мальчик был силен духом, как настоящий принц – его исследовательский пыл нельзя было погасить так легко. Получившийся у бабушки правильный, ровненький куличик он стал с интересом тыкать пальцем, спихивая часть песка – о ужас – за пределы песочницы. Ему явно нравилось наблюдать, как песок сыплется с высоты 20 сантиметров и горкой ложится у его ног. Конечно, бабушка отреагировала немедленно. Она в очередной раз забрала у мальчика из рук совок и сгребла остатки куличика в песочницу. Этого нового разочарования мой принц не выдержал. Вы бы видели, как наполнились горем его глаза, когда он увидел, что остатки куличика - бесценный материал для исследования – уничтожены его собственным совочком. Он больше не хотел играть в песке. Он не хотел ни на горку, ни на качели, куда потащила его бабушка, приговаривая что-то вроде «наверное, ты устал, спать хочешь».

«Мама, почему этот мальчик расстроился?» - спросила меня Алиса, трех лет, которая наблюдала всю сцену. А мне пришлось объяснить ей, что каждый человек, даже самый маленький, хочет, чтобы с его желаниями и потребностями считались. И что нельзя навязывать свою волю другому только потому, что ты больше и можешь отобрать у него совочек.

Но как объяснить полным благих намерений бабушкам, что «в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке» можно увидеть человека, стоит только внимательно смотреть?

Все эмоции этого мальчика, его интерес, стремления, сопротивление были прекрасно видны нам с Алисой с противоположного бортика песочницы. А бабушка не увидела ничего, потому что не смотрела, не ждала человеческих реакций от несмышленого детеныша. Она активно заботилась о нем, и при этом полностью игнорировала его чувства. А потом оказывается, что, согласно прогнозам, главной проблемой сегодняшних детей в будущем будет дефицит эмпатии. С чего бы это?