8 февраля 2019

Почему мы перешли на семейное обучение

Почему мы перешли на семейное обучение
171

Автор: Людмила Громова, www.gromova.ru

Фотография: Alicja Brodowicz


На прошлой неделе мы официально перешли на семейное обучение. У Маши освободилась куча свободного времени. У меня – наоборот, режим стал более плотный. Но так даже интереснее. Чувство ответственности (я же теперь типа «учитель») постоянно борется с ленью и неорганизованностью. И моя дорогая, любимая и такая уютная лень начинает сдавать свои позиции.

Маша в восторге от количества свободного времени и возможности заниматься, например, любимым рисованием, снимать видео, больше читать и гулять.

Нам сейчас часто задают вопрос, почему это мы ни с того ни с сего в шестом классе вдруг перешли на семейное обучение. Попробую объяснить.

Я никогда не была фанатом СО. Хотя бы потому, что эта роскошь, к сожалению, не для всех. Чтобы дать детям образование дома нужно или иметь много денег (чтобы нанимать учителей), или самому иметь возможность и желание заниматься с детьми. То есть, владеть необходимыми знаниями и навыками (или хотя бы способностью быстро всё вспомнить) по школьной программе, хорошо в ней ориентироваться, иметь достаточно свободного времени, быть организованным, дисциплинированным и ответственным. В старших классах, наверное, еще возможно самообразование без участия родителей и школы. Но для этого, мне кажется, чувство ответственности и тяга к знаниям у ребенка должны просто зашкаливать.

Трезво оценивая свои возможности, я никогда о семейном образовании не помышляла. Трое старших окончили обычную школу. Кто-то практически без проблем, у кого-то были трудности в учебе, у кого-то – проблемы с одноклассниками. И со всеми трудностями мы справлялись совместными усилиями семьи и школы. К счастью, педагоги в нашей школе отзывчивые и неравнодушные.

Но с Машей совсем другая ситуация. Она из тех людей, которые очень устают от обязательного режима. И я ее хорошо понимаю, потому что сама такая. Разумеется, режим, дисциплина, регулярность занятий и другие организационные моменты нужны. Но только они должны быть очень гибкими и учитывать физиологические и психологические особенности ребенка. В нашей ситуации это оказалось ключевым моментом. Маша из школы приходила как выжатый лимон и в школу утром шла с неохотой. Если я не проверяла уроки, то домашнее задание она делала кое-как, что-то вообще не делала. Если я начинала контролировать, то это занимало очень много времени, потому что приходилось еще восполнять пробелы, многое объяснять. Судя по всему, в школе Маша тоже не всегда внимательно слушала учителей. А у преподавателя на уроке, разумеется, нет возможности ждать, пока все мечтатели, наконец, заинтересуются морфологическим разбором причастий или переводом обычных дробей в десятичные.

С каждым классом уроков становилось больше, а учиться – труднее. Я поняла, что ребенок может просто запустить учебу, если регулярно всё не контролировать. Но объяснять что-то человеку, мозг которого из-за усталости отказывается воспринимать информацию, – пустая трата времени. И времени, кстати, немалого.

Тогда и я начала подумывать о семейном образовании, и Маша стала просить об этом. Я долго не решалась, боялась, что не справлюсь. Но тут Маша заболела, и мы стали заниматься вместе. Оказалось, что ничего страшного в этом нет. Оформилось всё быстро. И мы теперь уже на семейном обучении официально.

Аттестация совсем скоро, на следующей неделе. Интересно, какие будут первые результаты? В крайнем случае, если  не справимся, всегда есть возможность к отступлению. Надеюсь, что в ближайшее время необходимости в этом не будет.