Повторять — это про любовь

Повторять — это про любовь - слайд

© Ramon Serrano

И в три, и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет человеку важно слышать: «Я тебя люблю»...

Пока моя дочь не пошла в школу, каждый наш с ней день был похож на день сурка. После завтрака читаем именно эту книгу. Ну и что, что знаем ее наизусть? Ну и что, что каждую иллюстрацию давно рассмотрели во всех деталях?

— Мам, читай!

— А может, почитаем другую книжку?

— Нет, эту!

После дневного сна собираем пазл. Прилавок игрушечного магазина. На верхней полке плюшевый мишка. На средней — пирамидка. На нижней — кукла. Продавщица в розовом платье показывает маленькой покупательнице разноцветные кубики. Обе улыбаются. У девочки в волосах огромный синий бант... Прошло больше пяти лет, а я до сих пор помню, каким был пазл. 60 кусочков, которые мы с дочкой каждый день соединяли в картинку.

— У нас же есть ещё пазл про ферму. Может, его сегодня соберём?

— Нет, про девочку и игрушки!

Перед сном рисуем. Кошек. Кошечек. Котиков. Котят. Маму-кошку и котенка. Семью кошек. Кошек за едой. Кошек в корзинке. Кошка идёт в детский сад. Кошка умывается. Кошка на окошке, на диване, на столе, в кресле. Рыжая кошка. Кошка в пятнышках. С длинным усами. С полосатым хвостом. С бантиком на шее. В платье.

— А это кто, мам?

— А это друг кошки щенок, пришел к ней в гости.

— Не надо щенка, мама. Рисуй кошку. И котенка. И кота на роликах...

Ребенку нужны ритуалы, потому что они гарантируют стабильность. Повторение — это уютная прогнозируемость: ничего не поменялась, Машенька вернулась к бабушке и дедушке, берёза с дятлом все так же нарисованы в углу третей страницы. В мире, в котором столько нового и неизвестного, выученные наизусть книги, сотни раз сыгранные игры, потрёпанные игрушки — это те самые ориентиры, благодаря которым ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Ну, а родителям остаётся детскую потребность в стабильности удовлетворять и находить радость в том, что повторение развивает память, внимание, учит анализировать.

И мы с дочкой зачитывали книжки буквально до дыр. Кусочки пазла погнулись и от частых прикосновений уже не были такими яркими. Нарисованные кошки смотрели на нас не только из альбомов, тетрадей и блокнотов — мы рисовали их на салфетках в ожидании заказа в ресторане и на ненужных билетах.

Если бы меня тогда спросили, из чего состоит мой день, я бы сказала, что большую часть времени я повторяю и напоминаю. Почисть зубки. Мой ладошки и сверху тоже. Завяжи шнурки, споткнешься. Аккуратно, ступеньки. Уже целый час у телевизора, пора выключать. Однажды, заметив, что я изо дня в день твержу одно и то же, всерьез подумала, не записать ли на диктофон свои наставления и не включать ли сразу утром, а выключать поздним вечером? Изо дня в день. Сперва в понедельник, потом во вторник и в воскресенье все то же самое... Правда, я точно знала, когда ребенок меня не услышит, сколько ни повторю.

Например, если повыше голос. То есть, дочь, конечно, остановится, перестанет делать что-то запрещённое, прервет занятие, но не впустит в себя информацию. Всего лишь опешит, испугается, среагирует на крик. Чтобы достучаться до ребенка, необходимо спокойствие — и его, и родителя.

Или если ребенок в стрессе, он ничего не слышит и не понимает. А уж если расстроен или обижен, воспринимает сказанное взрослым в штыки. Просто дождитесь, когда ребенок будет спокоен, здоров, не расстроен, сыт и хорошенько выспится — и будете услышаны.

Или если ребенок устал. У него просто не будет сил уяснять и запоминать.

Наконец, если замечаний и запретов стало слишком много. Постепенно они превращаются в шум, который становится привычным фоном. Мол, сейчас мама запретит это, потом будет недовольна тем, дальше скажет так... Ребенок перестает реагировать на наши запреты, приспособившись жить в этом шуме из "нельзя". И это звоночек: взрослый переборщил с замечаниями. Их нужно просеять через сито, оставив лишь те, которые действительно принципиальны. И как только останутся только важные правила, ребенок начнет их слышать и на них реагировать.

Но одно стоит повторять, независимо от реакции и возраста, от степени усталости и в любом настроении. И в три, и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет человеку важно слышать: " Я тебя люблю". А взрослому — не забывать окружать любовью ребенка в тех самых бесчетных и повторяющихся количествах, в каких он сам нуждается в любви и заботе.

Автор: Наши Дети

Фотография: Ramon Serrano

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.
->