13 февраля 2022

Привычки, которые помогут ребенку учиться с удовольствием

Все, что заложено в детстве, ты несёшь потом в жизнь...
Привычки, которые помогут ребенку учиться с удовольствием
2022
текст

Практикующий психолог/Infant School

Родители всегда хотят, чтобы их дети хорошо учились и им было это интересно. Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School рассказывает о главных привычках, которые помогут ребенку учиться. 


Жить и учиться  по расписанию

Все, что заложено в детстве, ты несёшь потом в жизнь. Дошкольный период — это безоблачное время только для детей, когда они могут витать в облаках и смотреть мультики. Но для взрослых это ответственность. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент, и родителям нужно сосредоточиться на определенных вещах. Например, очень важно выстроить распорядок дня у ребенка. Он отвечает за физиологию и, если вы хотите, чтобы он был здоровым, то нужно следить, чтобы малыш ел, засыпал, играл в одно и то же время. Далее  расписание занятий “встраивается” в режим дня, и это помогает детям понять, что есть время для игр, развлечений и полезных занятий.Так постепенно вырабатывается привычка к самодисциплине и  к самоконтролю, а это необходимо во время учебы.

Чтение и привычки к интеллектуальному труду 

С одной стороны, родители учат и заставляют детей читать. Но с другой стороны, они сталкиваются с тем, что этот навык не переходит автоматически в привычку или любовь к чтению. Они не понимают, что сделали не так: нанимали педагогов, водили в сад. Но чтение очень сложный процесс, и необходим системный подход. 
В первую очередь, это личный пример. Я сталкиваюсь с тем, что родители готовы отправлять детей в детские сады, отводить на частные занятия, но у самих даже нет книг в доме. Они не читают сами. Поэтому надо понимать, что если ты ставишь такую цель — чтение, то и книги должны в доме жить полнокровной жизнью. Должна быть работающая библиотека и поддержка ребенка на первых этапах: чтение вслух, совместное чтение вечером и т.д. Если ребенок видит, что взрослые читают, то и он с большей охотой сделает над собой усилие. У нас в детском саду, например, дети занимаются внеклассным чтением. Не учебная программа, а конкурс чтецов с призами, проходят настоящие соревнования.  Это своего рода нейролингвистическое программирование, мы “внушаем” детям мысль, что каждый человек может прочитать одну книгу в месяц. Таким образом мы формируем привычку читать, постепенно у ребенка появляется собственная мотивация. 

Еще очень важно расширять кругозор ребенка, ведь чтение — это не только “сложение букв” в слоги и далее  слова в предложения, но и способность понимать смысл прочитанного. Но как это возможно, если ребенок не обладает определенным кругозором? Ему не на что опереться. Дети идут в школу с неумением понимать тексты. То есть, формально ребёнок читает, но чаще всего он ненавидит  это и не понимает  смысл прочитанного, боится больших книг и т.д. Расширяйте кругозор малыша. Для этого не нужно  специальное педагогическое образование. Просто рассказывайте ему все, что знаете о мире, что он в состоянии понять. Обращайте внимание ребенка на все: на звезды, проезжающий поезд, цветы в саду и объясняйте, как это все связано между собой. Сначала графическое изображение, звуковое, а дальше складывается смысл. Поэтому, если не начать читать с объяснением сюжета, никакой учебы с удовольствием не будет. 

Спорт

Спорт помогает вырабатывать полезные привычки. Тренировки помогают оставаться бодрыми. Для детей это особенно важно, ведь ясность ума и умение сохранять концентрацию напрямую влияют на способность ребенка усваивать школьную программу. А все, кто занимался спортом, получают два подарка — это дисциплина и умение вовремя собираться. 

Развитие разносторонних интересов

Разносторонние интересы — это путешествия, посещение музеев, картинных галерей и т.д.  Нужно постоянно расширять горизонт и показывать ребёнку для чего нужно учиться, чтобы знания не существовали в отрыве от реальности. Обычно дети читают ради чтения, получают оценки ради оценок и не понимают, зачем им это нужно. Самое доступное и полезное из того, что можно делать дома —  настольные игры. Они учат действовать по правилам и взаимодействовать с другими людьми. То есть в спокойной игровой форме ребенок не чувствует над собой такого давления, когда его обучают, как в школе. Так ребенок привыкает интересоваться разными вещами. Сегодня это настольные игры, а завтра более серьезный проект.