15 июня 2018

Про культурную разницу

Про культурную разницу
277

АВТОР: АДРИАНА ИМЖ , МАМА И ПСИХОТЕРАПЕВТ

ФОТОГРАФИЯ: LEAH ZAWADZKI

В Израиле порой все очень похоже на Россию, а временами отличается совершенно.

Вчера мы обсуждали идею, что очень часто звучит в России: если ребенка баловать, он не узнает жизни, не будет сочувствовать, пороха не понюхает и так далее. На самом деле это невозможно — например, за то недолгое время, что Сандра учится в школе, у них один ребенок переболел раком, другой — сломал руку, третий переместился из ходунков в инвалидную коляску, у друга Сандры сестра перенесла тяжелую операцию, было несколько террористических атак и стихийных бедствий.

Недавно пришла еще одна грустная новость — у школьной подруги дочери умер папа. Дети плакали всем классом, вчера были похороны, и однокласники весь день переписывались в воцапе, оставляли сообщения поддержки девочке.

Школа тоже прислала официальное письмо нам, родителям, о том, как можно разговаривать с детьми о том, что произошло (тоже очень хорошее письмо — рекомендацию можно уместить в предложение: «Дети могут быть очень расстроены, вести себя так-то и так-то, реагируйте на это спокойно, покажите им, что они в безопасности, а вы — живы, здоровы и планируете остаться с ними, но можете рассказать о том, кто будет о них заботиться, если с вами что-то случится»). Мне очень нравится идея не обесценивать чувства тех, кто находится рядом и переживает: «У тебя же никто не умер, что ты плачешь?». «У меня — пока нет, но я только что столкнулся с тем, что это может быть, и мне страшно».

В этом мире нельзя спрятаться от неприятных переживаний и катастроф, дети постоянно видят боль и смерть, специально их организовывать совершенно не стоит — достаточно лишь обрабатывать те, что ребенок и без того видит каждый день.