Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого...
Автор: Екатерина Волошина, журналист и мама
Фотография: Лена Каплевска
Одно из первых размышлений, к которому меня привело американское общество, было: «Как же сильно эти люди уважают окружающих», и спустя короткое время «Как же сильно эти люди уважают себя!».
Я много путешествовала по США, жила в трех штатах, и все больше наблюдала и все крепче убеждалась в верности этих размышлений.
А откуда у американских детей вырастают их собственные убеждения, вера, понимание «что такое хорошо и что такое плохо»?
Собственно, даже слова «воспитание» как такового в английском языке нет. Есть "raising the kids" – то есть выращивание детей. Детей растят, как редиску – поливают, пропалывают, как не вспомнить прекрасную тираду Макаренко.
За все время, что я здесь живу, 3 с половиной года, я считанные разы встречала невоспитанных детей. Задумалась об этимологии слова «невоспитанный», пассивный залог – это ребенок, которого кто-то дурно воспитал или не воспитал совсем. Детям словно отказано в праве быть грубыми, злыми, совершать необдуманные поступки – нет, это «невоспитанность», кто-то другой плохо воспитал.
Девочка в библиотеке жульничала в настольные игры – это я помню. Но вот чтобы в школе или на детской площадке дети обижали друг друга, отбирали игрушки или вещи – не припомню ни одного случая. Наоборот, предлагают делиться или играть вместе.
Дети не рождаются с установками и правилами в голове, социум и окружение прививают их. Навык общения – это наука, и в школе ее учат, как математику. Кстати, про школу.
В школу дети идут с 4 лет. Pre-K Gradeв 4 года – это школьная форма, дисциплина, уроки, физкультура и школьные мероприятия, только без домашних заданий. И, конечно, режим.
В классе пятилетнего сына я обнаружила два плаката. На одном были «злые» слова, не рекомендованные к употреблению. Как объяснял плакат, такие слова могут ранить других. «Глупый», «толстая», «уродливый» - такие слова, как объяснял плакат, могут ранить людей. Кстати, слово «толстый» как описание человека считается крайне грубым. Можно употребить его по отношению к себе, но никогда – к другим. На другой плакате были написаны слова, рекомендованные к употреблению: «У тебя красивые волосы», «Мне нравится твоя улыбка», «Ты милый», «Я хочу дружить с тобой», «Я хочу с тобой играть». Именно потому, что детям объясняют такие вещи, у них нет барьеров к общению. Никакого стеснения, ведь ты вооружен правильным набором слов. В парках, на площадках они спокойно говорят незнакомым детям «привет, я хочу с тобой играть». Увидели собаку, подходят к владельцу и спрашивают разрешения погладить.
Конечно, иногда я думаю о том, как было бы удобно, если бы дети подчинялись мне беспрекословно, на раз-два-три выполняли все поручения и не приставали с вопросами.
Но ровно так же мне иногда хочется, чтобы еда сама себя готовила, счета сами себя оплачивали, а идеальный крем для лица сам бы прыгал в корзину, без изучения ингредиентов и отзывов, да еще и бесплатно. Хотя нет, почему бесплатно, пусть Сефора сама мне доплачивает за то, что я покупаю у них продукцию.
Детям в Америке не приказывают. Им разъясняют, рассказывают. Предлагают выбор. Не хочешь чистить зубы вечером? Давай расскажу про кариес. Хочешь трескать конфеты с утра до вечера? Давай почитаем статью про сахар и погуглим нормы ВОЗ по нормам употребления сахара и углеводов для детей твоего возраста. Ну и протеины-жиры заодно изучим, раз уж начали. Ты хочешь играть на айпаде, а я тащу тебя в парк? Нет, я не тащу, нам нужен свежий воздух (там азот и кислород), и играть на айпаде тоже можно, но только в субботу и воскресенье, и не с утра до вечера. Никаких страшилок и пугалок, никакого «зубы отвалятся», «зрение испортишь и очки придется носить», и уж тем более никаких физических наказаний и даже угроз физических наказаний.
Все эти меры и манера общения как с детьми равными не то чтобы пропагандируется – это само собой разумеется. Никому не придет в голову писать ребенку в поздравительной открытке «Будь послушной девочкой, слушайся маму». Моя дочь очень бы удивилась, получив такое пожелание. Почему она должна кого-то слушаться по умолчанию? Она слушает аргументы, она выслушивает голос разума, и в большинстве случаев с ней легко и беспроблемно договориться, как и с сыном.
Их отлично развивает такое взаимодействие, они учатся строить причинно-следственные связи, прокачивать мышление и утверждать свои личные границы и самоуважение. Они учатся быть свободными людьми, а не баранами.
Кстати, такой тип общения и меня отлично тренирует, надо думать, размышлять и вообще обладать минимальной эрудицией (или Гуглом под рукой).
Вспомнила надпись на кружке: «Мне не нужен Гугл, у меня есть муж», муж тоже помогает отвечать на миллионы вопросов.
«Сейчас дам по попе» - немыслимо. В 5 лет детям в школе объясняют про неприкосновенность их тела и особенно так называемых «личных частей тела», private parts.
Объясняют без драматизма, очень прямо и просто. Схема тела девочки и мальчика, «личные части» обведены овалом. «Это твои гениталии, это грудь. Этих частей могут касаться твои родители, иногда – бабушка и дедушка, когда моют тебя. Другие родственники и друзья могут обнимать тебя в знак дружбы и привязанности, или гладить по голове, или поцеловать в щечку, но только тебе решать, кто сможет тебя обнять или целовать. Если тебе не нравится или ты испытываешь дискомфорт от прикосновений людей к любым частям твоего тела, ты говоришь об этом спокойно и прямо. Твое тело принадлежит только тебе», - это выдержки из специального урока в школе. Все важные темы (как правило, 2 в год – про части тела и про насилие) рассылаются родителям, полный скрипт с картинками, родители знают с точностью до слова, как тема доносится детям.
Примерно таким же простым языком доносится тема насилия. «Никто не имеет права причинять тебе боль, бить, шлепать, ударять – ни родители, ни другие люди. Если это происходит, обратись к человеку, которому ты доверяешь: учителю, соседу, кассиру в магазине», то есть все ситуации детально объясняются. Моим детям по 8 лет, они учатся в третьем классе, тему сексуального насилия им пока не преподавали, самой интересно, когда и как расскажут столь непростую информацию.
В начальной школе – чтение, математику, социологию, природоведение. В начальной школе один преподаватель ведет все предметы, но каждый год он меняется, а классы одного возрастного уровня перемешивают между собой, полагаю, для дополнительной социализации.
Что интересно, в рамках уроков разговаривают и объясняют важные политические события, самым нейтральным языком. Во времена предвыборной гонки между Трампом и Клинтон пятилетним детям рассказывали основы выборной системы, кто такие кандидаты и как осуществляется система голосования. Когда победил Трамп, был урок про партию Демократов, особенности их программы и партийной системы США и разных стран в целом.
В Алабаме была физкультура каждый день, в Вест Вирджинии, увы, раз в неделю, каждый штат определяет свою политику. Зато здесь они изучают китайский как иностранный! В большинстве американских школ это испанский, т.к. большой процент испаноязычных этнических групп.
Во многих школах предписана школьная форма, достаточно строгая: формализованы цвета рубашек, брюк, обуви и даже фасон обуви (например, только спортивная, никаких туфель, сандалий и пр). В штате, где мы живем сейчас, в Вест Вирджинии, школьной формы нет, дети только что пижамы в класс не надевают. Леггинсы, любые рубашки или футболки, любые штаны. Многие приходят в школу во вьетнамках. Не разрешены только бретели-спагетти и очень короткие юбки и шорты. Чтобы выверить правильную длину, нужно встать прямо и вытянуть руки по швам. Одежда не должна быть выше кончиков пальцев.
Засмеют того, кто будет тебя высмеивать. А скорее всего, его не поймут или подумают, что его в пещере воспитывали. Буллинг вербальный, физический и социальный преследуется крайне жестко, но это не означает, что его не существует. Его искореняют, его порицают, но он все еще жив. Сына моей приятельницы дразнили за акцент. Но я не помню ни одного случая, чтобы мои дети хоть раз говорили мне, что кто-то буллит их из-за одежды, внешнего вида, происхождения или акцента (он был поначалу).
Один случай мне особенно запомнился. Я была в школе, на вечеринке, посвященной Рождеству. Дети мастерили елочные игрушки, пели подготовленные песенки и потом объедались пиццей и десертами. Одна из девочек подошла к столу и спросила мальчика: «Можно я сяду здесь?» «Нет», - ответил он. Учительница подлетела из другого конца класса со скоростью спринтера. Очень ровно и четко она сказала тому мальчику, глядя ему в глаза: «Нет, ты не можешь ответить, что она не может сесть рядом с тобой». Пододвинула стол и помогла девочке сесть. То, что у тебя немодная одежда или странная прическа, или тебе просто человек лично не нравится – не повод отказывать ему в месте за твоим столом. Ты свободен во многих сферах, но ты абсолютно НЕсвободен нарушать свободу других.
Как говорят в США, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Если мои дети видят на прогулке человека в резиновых сапогах при температуре +40, они скажут: «Это странно». Именно «это», они описывают действие, а не называют человека странным. Когда я заказываю в ресторане вечером омлет, они скажут: «Ого, омлет ведь едят утром?», но они не будут критиковать меня. Не я чудачка, а есть омлет вечером – это чудачество. А вообще принято держать свои мысли при себе. Хочешь кого-то похвалить – на здоровье, хочешь покритиковать – держи критику при себе.
Моя дочь невероятно сильно защищает свою гендерную идентификацию. Ненавидит брюки, «потому что они для мальчиков». Не любит короткие волосы, это делает ее похожим на мальчика. Но и не приемлет «девочковые» атрибуты: терпеть не может принцесс, никогда не купит розовое и откажется даже от куртки с мельчайшим розовым проблеском на опушке капюшона. «Кто решил, что девочкам нужно носить розовое?», вопрошает она. Она не протестует против такой традиции, она протестует против того, что очень много розовых вещей, и это сужает ее выбор.
При этом она не считает мужчин лучше или сильнее.
Мои дети говорят и думают по-английски, я нет: думаю по-русски, потом перевожу на английский свою мысль. И знаете, чем возмущена моя дочь?
К примеру, мы что-то обсуждаем, и я хочу сказать: «Представьте, если бы у человека было только два пальца на руке, как бы он держал палочки для лапши?» Я думаю по-русски: «Человек» и «он», и я перевожу вслух на английский: «Person» и «He». Дочь говорит, почему «Он», это же может быть и «Она»? По-английски теперь так принято говорить «он или она», если пол человека из контекста неясен. У существительных нет мужского или женского рода. Например: «Вы можете не оставлять чаевые персоналу, если он или она сделала некачественную уборку», ситуация вымышленная, совпадения случайны.
В каких-то инструкциях, чтобы не порождать громоздкие конструкции «Он или она», чаще используются «Мы, они, вы», или императив, например «Будьте внимательны» и пр.
Дети знают про трансгендеров, геев, транссексуалов, они задают вопросы и получают ответы. Им не приходит в голову менять пол только потому что они знают об этом или видят это. Они знакомы с консультантом-мужчиной, который носит парик, яркий мейкап и каблуки. Моя дочь хочет мейкап, мой сын – нет, но они в курсе, что тому мужчине нравится так делать и так выглядеть. А им нравится есть спагетти, а кому-то не нравится есть спагетти.
Вот так мы и живем – среди людей, которые очень сильно уважают других и очень сильно уважают себя.