4 августа 2018

Развивать нельзя отдыхать

Развивать нельзя отдыхать
198

АВТОР: ЕЛЕНА МАРТЫНОВА, МАМА, АВТОР И SMM-СПЕЦИАЛИСТ

ФОТОГРАФИЯ: RINA GINZBURG

Детский сад, четыре часа дня, забираю дочь. В общем коридоре небольшая сутолока, доносятся звуки торопливых сборов.

«Одевайся быстрее, нам на танцы!», — говорит одна мама и тащит за руку дочку, которая еле поспевает за ней своими маленькими ножками. «Сменку на тренировку не забыл?» — говорит другая, рядом с которой идёт мальчик лет пяти, с большим ранцем за спиной и пакетом в руках. «Давай, поторапливайся, а то опоздаем в школу!» — говорит третья малышу лет четырёх. Я понимаю, что речь, скорее всего, идёт о каких-то «развивашках» или подготовке к первому классу (возможно, мальчик просто выглядит младше своих лет).

Мы никуда не спешим, потому что долго болели и два месяца не ходили на свои занятия, а на лето группу распускают. Так что, вроде бы, идти сейчас и смысла нет. Но в то же время я чувствую смутные угрызения совести. Ходить-то куда-то надо! Чувствую я их с тех пор, как моей дочери Тае исполнился, наверно, годик. Одна из самых популярных тем у мамочек: «А вы на что ходите?» Развивашки, рисование, танцы, музыка, спортивные секции, занятия по развитию эмоционального интеллекта, арт-терапия для малышей, иностранные языки…

С одной стороны, я считаю, что заниматься надо. В каждом ребенке заложено множество талантов, и надо их развивать. Для тех, кто не ходит в садик, такие группы – ещё и возможность привыкнуть к сверстникам. С другой стороны – всё время есть ощущение какой-то гонки. Это забег, который начинается чуть ли не с рождения твоего ребёнка и длится, кажется, целую жизнь. Обязательно надо: развивашки, танцы, английский. Хорошо бы ещё успеть на карате, общение с детским психологом и счёт (или математику для тех, кто постарше). И над всем этим довлеет одно лишь слово — «УСПЕШНОСТЬ». Во что бы то ни было, любой ценой надо вложить в свое чадо как можно больше знаний, умений и навыков (то, что точно нужно, и ещё в рюкзак насыпать «про запас»). И речь не о том, чтобы у него была профессия, которой он мастерски бы овладел. Речь, скорее о том, чтобы у него была хорошая работа, высокий доход, большой дом, дорогая машина. И ВОЗМОЖНОСТЬ позволить себе как можно больше благ цивилизации.

Успешность подразумевает под собой жесткость и умение отстаивать свои интересы. Вы когда-нибудь видели битвы мам в песочнице? Я да. Вот два малыша, года по полтора. Один подходит к другому и отнимает у него игрушку, тот в плач. Мама «обиженного» делает «обидчику» замечание: «Ну что же ты? Нельзя брать чужое! Давай ты вернешь нам игрушку, а потом спросишь, можно ли взять? Или давай с тобой поменяемся». На что вторая мама на повышенных тонах начинает отчитывать её за то, что она «лезет к ее сыну со своим воспитанием». И тут же громко говорит своему ребёнку: «Молодец, Тёма! Не слушай никого, что нравится – надо брать! (и другой маме, в сторону) А другие пусть будут добренькими лохами!» И тут, как говорится, понеслось!

Это, конечно, крайний случай, но когда я рассказала о нём знакомой, у которой двое детей, она, к моему удивлению, тоже встала на сторону второй мамы. Потому что «жизнь сейчас жесткая». И ответила, что она тоже учит младшую дочь (5 лет) брать то, что ей нравится, и не отдавать. Мол, старшего ребенка воспитывала по-другому и теперь жалеет, так как нет у него силы и напористости в характере, а младшая растёт «пробивной». И опять прозвучала фраза про «добрых лохов». Знакомая, кстати, работает воспитателем в детском садике.

Те же рассуждения про «жесткий мир», небходимость вложить в ребенка максимальное количество знаний и научить любой ценой отстаивать свои интересы слышу от … детского психолога. Мы проходили у неё осмотр перед садиком в одной известной в нашем городе детской клинике.

А вот ещё случай – знакомая устраивалась в Москву няней к 7-месячному ребенку. Одним из главных требований было знание английского языка, чтобы ребенок рос билингвом. Вроде бы, хорошая задумка. Вот только знакомая моя работу получила. У этого ребенка она уже третья по счёту няня. Прошлые увольнялись несмотря на хорошую зарплату, так как с ребенком надо шесть дней в неделю… жить. В прямом смысле. Родители дома только ночуют, у них свой бизнес. У старших детей тоже свои няни с круглосуточным проживанием. У всех  день расписан по минутам, ведь с ними постоянно занимаются педагоги – два иностранных языка, живопись, пение, музыка. В три года они знают названия большинства полотен Васнецова и Модильяни. (Последний, кстати, на редкость «жизнерадостный» художник, погуглите. Но, как говорится, хорошо, что не Босх!). Спрашивается – а как же время на «просто детство» и на «родительскую любовь? На то, чтобы просто поваляться и подурачиться в кровати с мамой, чтобы прогуляться с ней по парку и почитать с папой сказку? А на это предусмотрено воскресенье. Ну а что делать, если жизнь сейчас такая (догадались, да) жесткая.

Вроде бы опять крайность – но таких ведь много. Счастливы ли такие дети? Чувствуют ли они родительскую любовь и заботу? Хочется ли им чаще видеть маму и папу, а не проводить время на очередных, очень нужных занятиях? А может быть, действительно ребенок должен с детства привыкать к нагрузкам, ведь во взрослой жизни они будут только расти? Может, для детей, которые почти с рождения мало видят своих родителей, разлука кажется естественной? И они не чувствуют себя обделёнными?

Где грань между развитым ребенком и маленьким старичком, замученным занятиями? Кажется, что надо бы найти «золотую середину» в нагрузке – только вот, где она?…