Риск — дело подростков

Риск — дело подростков - слайд

© Alain Laboile www.laboile.com

Риск в жизни подростка в той или иной степени всегда есть — он часть взросления...

Дети спешат вырасти в том числе потому, что не хотят слышать от взрослых: "Осторожно! Упадешь!", " Не лезь высоко!", " Там опасно!", "Детям запрещено!". Многие из нас в детстве уверены: вот вырастем и сразу, чуть ли не в день совершеннолетия, прыгнем с парашютом или нырнем на самую опасную глубину. Но вот вырастаем и сами себя останавливаем. Почему-то осторожничаем и не рискуем. Избегаем опасностей, просчитывает риски, сами себе запрещаем, сами себя останавливаем.

У многих родителей волосы встают дыбом только от одних воспоминаний о том, что творили они сами в детстве. Какой опасности подвергали себя и лишь чудом выжили. Именно потому, что помним, как засовывали спицы в розетки, делали опасные экскременты, прыгали с крыш гаражей, цеплялись за трамвай сзади, чтобы проехать пару остановок с ветерком, мы, став родителями, так сильно переживаем за своих детей и так опекаем их.

Но если тягу к опасностям у ребенка-дошкольника можно контролировать и "выключать", то у скрытного подростка ее не только сложнее пресечь, но порой трудно даже заметить. Хотя риск в жизни подростка в той или иной степени всегда есть — он часть взросления. Подросток узнает и испытывает себя и сам решает, на что пойти, чтобы найти свое место в мире.

Риск для подростка — это, прежде всего, эмоции. Во-вторых — это протест против всех тех "нельзя", которыми перекормили его взрослые. Подростки рискуют, чтобы казаться взрослее, круче, самостоятельнее. А ещё риск помогает им переключаться с негативного опыта на неизвестный, новый и потому манящий и привлекательный.

Как же тогда контролировать опасности, которым наши взрослые дети готовы себя подвергнуть?

Во-первых, откровенно, без давления и оценок, разговаривать с детьми и учиться больше слушать их, чем говорить самим. С ребенком, который доверяет родителям, всегда легче.

Во-вторых, выбирать для ребенка среду и менять ее, заметив, что окружение тянет ребенка не туда.

В-третьих, делать жизнь подростка насыщенной: впечатлениями, эмоциями, занятиями. Ему будет просто некогда пуститься во все тяжкие.

В-четвертых, быть готовым вместо пустых слов "Опасно!", "Вредно!", "Нельзя!", "Недопустимо!", ссылаясь на факты и доказательства, подробно объяснять, чем грозит и к каким последствиям ведёт тот или иной риск.

В-пятых, бороться не с фактом риска или саморазрушения (например, если подросток начал курить), а с причиной, по которой подросток к этому пришел. Иногда причина психологическая — одиночество или недостаточный авторитет подростка в компании. А иногда объяснение окажется совсем простым: любопытство или скука.

Автор: Наши Дети

Фотография: Alain Laboile

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.
->