6 мая 2022

Уставать — можно

Я не помню, чтобы в своем детстве имела право на усталость...
Уставать — можно
1913
текст

Автор: Наши Дети

Фотография: Kate Vellacott


Я не помню, чтобы в своем детстве имела право на усталость. Точнее, так, окружавшие меня взрослые знали, что мне нужно учиться, дышать свежим воздухом, читать книги, играть, рисовать,  иногда болеть и быстро выздоравливать, содержать в чистоте комнату, помогать бабушке на кухне, быть вежливой с гостями. Но уставать? Нет, этого в обязательном списке не было. И если я заикалась, что устала, меня как будто не слышали.

— Устала? Но ты помнишь, что не все уроки сделала?
— Устала? Помоги бабушке развесить белье.
— Устала? Но ещё только пять часов. Займись делом.
— Устала? Но до каникул ещё месяц.
— Устала? Вот я устала! У меня две работы, помнишь?

В общем, уставать было нельзя. Нельзя было пропустить школу без причины. Неправильно было валяться в постели долго в выходные. А уж просто сесть в кресло и ничего не делать считалось маленьким преступлением. Мои близкие были уверены: ребенок без дела — хуже некуда. То есть после школы я шла в музыкалку, а оттуда в изостудию, но дома я должна была продолжать "функционировать", как вечная батарейка. И я "функционировала", но желание отдохнуть "функционировало" где-то рядом. Оно шло со мной нога в ногу, выросло со мной, наблюдало, как я сама стала мамой, и уже когда стали подрастать мои собственные дети, вдруг забарахлило и сказало:

— Пора отдохнуть.

И я вспомнила, как уставала. Уставала от долгих поездок в транспорте. От переездов и ремонтов. От ранних подъемов в тусклые зимние утра, когда ты выходишь в ночь и в нее же возвращаешься, потому что рано темнеет. От шума во время школьных перемен. От напряжения во время контрольных по математике. От необходимости всегда приходить вовремя, всегда быть чистой и аккуратной, всегда выполнять домашнюю работу и не терять ручки и точилки. И я ввела правило для своих детей. Оно звучит очень просто:

— Уставать — можно.

Знания не исчезнут, мир не рухнет, репутация не испортится, если однажды ребенок пропустит школу без уважительной причины. Просто потому, что он выдохся. Или потому, что он растет и сам не понимает, почему ему то не спится до утра, то утром вообще не просыпается. Или потому, что слишком много напряжения исходит отовсюду, и он перегружен информацией, с которой не каждый взрослый справляется. Если признавать и принимать усталость, если усталость — такая же норма, как бодрость, активность, радость, то никакой ребенок не будет ее придумывать и не станет ею злоупотреблять. Уставать для него будет также естественно, как усталость не чувствовать. Просто сегодня у тебя улыбка, а завтра — грустный смайлик. Так бывает.

О том, что ребенок устал, можно понять:

- по его настроению. Оно часто меняется. Ребенок раздражителен, закипает из-за каждой мелочи, или готов расплакаться без причины, или тревожится по любому поводу.
- если ребенок  очень тяжело просыпается утром или очень долго засыпает с вечера. Спит слишком крепко, так, что "пушкой не разбудить" или чересчур чутко, просыпаясь от любого шороха.
- если его нагрузка доконала даже взрослых. Вы находитесь рядом с ребенком и можете отслеживать, сколько ему задают, как долго он сидит над уроками, в состоянии ли он вникать в уроки. И понять, в какой момент необходима пауза.
- если ребенок стал чаще болеть, хотя всегда отличался крепким иммунитетом, а, например, в каникулы не болеет вовсе.
- если ребенок не справляется с эмоциями, а эмоциональной нагрузки в последнее время было много.
- если у ребенка систематически нарушен режим сна, и он спит меньше положенных для его возраста часов (для школьника это 9-10 часов).