3 апреля 2020

Влияние сказки "Колобок" на сепарационные процессы детей

Эту сказку из-за ее простоты рассказывают одной из первых...
Влияние сказки
2111


Источник: Ресурсная психология. Психологическая реабилитация - проект психотерапевта Адрианы Лито

авторство и права на этот текст принадлежат проекту «Ресурсная психология»


 

Как обычно, мы первого апреля предлагаем безумные темы в качестве шутки, но потом на одну из них пишем. В прошлом году мы написали о том, каково влияние на человека осьминога в качестве домашнего питомца (ссылка в комментариях). А в этом году пишем про "Колобок".

Эту сказку из-за ее простоты рассказывают одной из первых, и практически все русскоязычные люди ее знают. Но мало кто знает, что есть научные работы о таких простых историях, и мы немного расскажем вам об одной из них.

С точки зрения А.Б.Измайловой, написавшей монографию о русских сказках в 2013 году, "Колобок" рассказывает нам сразу несколько вещей:

- Во-первых, что такое "Колобок"? Основная гипотеза отсылает нас к выпечке с названием "колабаш". Есть версии сказки и с блином, и с пирогом, но эти блюда есть в меню современных людей до сих пор. Колабаш - это выпечка из остатков муки, его пекли в последние дни накануне голода, когда обычный хлеб сделать было нельзя. Для колабаша смешивали разные сорта и виды муки, действительно собранные "по сусекам".

То есть Колобок ожил не просто так: бабка вложила в него последние остатки продовольствия и все свои силы, зная, что возможно завтра никакого хлеба уже не будет.
В сказках это называется "магией почина".

- Во-вторых, Колобок оживает без внимания родителей. То есть он осознает себя вне их участия: наверняка, если бы они узнали, что он самостоятельное существо, тем более, почитаемый хлеб, то не стали бы его есть и начали бы о нем заботится, но он не дал им шанса и убежал.

Педагогические момент этого эпизода - объяснить ребенку, что если у него есть интересы - об этом нужно сказать родителям. Увы, вместо того, чтобы получить помощь и поддержку от бабки с дедом, Колобок начал свою социализацию "на улице".

- В-третьих, первые воспитатели Колобка - заяц и волк - по версии А.Б.Измайловой - плохие воспитатели (о чем легко догадаться). Они начинают с угроз и относятся к Колобку, как к еде, не учитывая его разумность. Но Колобок доказывает им, что он личность, к тому же талантливая (поет песенку), и это помогает ему убежать. То есть здесь мы видим кризисную удачную сепарацию: Колобок показывает, что он "взрослый и самостоятельный", и это помогает ему отстоять себя.

- Ну и, конечно, дальше его встречает Лиса. В отличие от двух предыдущих воспитателей, она не поддается юношескому очарованию Колобка, но и не угрожает ему, а, наоборот, делает вид, что Колобок ей интересен именно как разумное существо.

В итоге Колобок погибает. Педагогический момент здесь в том, что без поддержки родителей может быть непросто отличить симпатизирующего тебе незнакомца от притворяющегося таковым, и что ребенку не стоит сбегать "слишком рано", пока он не научился разбираться в людях и не может себя защитить.

Резюмируя все вышесказанное: по мнению Измайловой, сказка "Колобок", во-первых, позволяет нам соприкоснуться с культом хлеба и его магическими свойствами у славян, а также с темами голода, который переживали крестьяне, а помимо этого рассказывает ребенку о том, что он должен рассказать о своей сепарации опекунам, прежде, чем пробовать начать самостоятельную жизнь, так как ему трудно уловить угрозу от таких обаятельных типов, как лиса.