Влияние сказки "Колобок" на сепарационные процессы детей

Влияние сказки "Колобок" на сепарационные процессы детей - слайд

Эту сказку из-за ее простоты рассказывают одной из первых...


Источник: Ресурсная психология. Психологическая реабилитация - проект психотерапевта Адрианы Лито


Как обычно, мы первого апреля предлагаем безумные темы в качестве шутки, но потом на одну из них пишем. В прошлом году мы написали о том, каково влияние на человека осьминога в качестве домашнего питомца (ссылка в комментариях). А в этом году пишем про "Колобок".

Эту сказку из-за ее простоты рассказывают одной из первых, и практически все русскоязычные люди ее знают. Но мало кто знает, что есть научные работы о таких простых историях, и мы немного расскажем вам об одной из них.

С точки зрения А.Б.Измайловой, написавшей монографию о русских сказках в 2013 году, "Колобок" рассказывает нам сразу несколько вещей:

- Во-первых, что такое "Колобок"? Основная гипотеза отсылает нас к выпечке с названием "колабаш". Есть версии сказки и с блином, и с пирогом, но эти блюда есть в меню современных людей до сих пор. Колабаш - это выпечка из остатков муки, его пекли в последние дни накануне голода, когда обычный хлеб сделать было нельзя. Для колабаша смешивали разные сорта и виды муки, действительно собранные "по сусекам".

То есть Колобок ожил не просто так: бабка вложила в него последние остатки продовольствия и все свои силы, зная, что возможно завтра никакого хлеба уже не будет.
В сказках это называется "магией почина".

- Во-вторых, Колобок оживает без внимания родителей. То есть он осознает себя вне их участия: наверняка, если бы они узнали, что он самостоятельное существо, тем более, почитаемый хлеб, то не стали бы его есть и начали бы о нем заботится, но он не дал им шанса и убежал.

Педагогические момент этого эпизода - объяснить ребенку, что если у него есть интересы - об этом нужно сказать родителям. Увы, вместо того, чтобы получить помощь и поддержку от бабки с дедом, Колобок начал свою социализацию "на улице".

- В-третьих, первые воспитатели Колобка - заяц и волк - по версии А.Б.Измайловой - плохие воспитатели (о чем легко догадаться). Они начинают с угроз и относятся к Колобку, как к еде, не учитывая его разумность. Но Колобок доказывает им, что он личность, к тому же талантливая (поет песенку), и это помогает ему убежать. То есть здесь мы видим кризисную удачную сепарацию: Колобок показывает, что он "взрослый и самостоятельный", и это помогает ему отстоять себя.

- Ну и, конечно, дальше его встречает Лиса. В отличие от двух предыдущих воспитателей, она не поддается юношескому очарованию Колобка, но и не угрожает ему, а, наоборот, делает вид, что Колобок ей интересен именно как разумное существо.

В итоге Колобок погибает. Педагогический момент здесь в том, что без поддержки родителей может быть непросто отличить симпатизирующего тебе незнакомца от притворяющегося таковым, и что ребенку не стоит сбегать "слишком рано", пока он не научился разбираться в людях и не может себя защитить.

Резюмируя все вышесказанное: по мнению Измайловой, сказка "Колобок", во-первых, позволяет нам соприкоснуться с культом хлеба и его магическими свойствами у славян, а также с темами голода, который переживали крестьяне, а помимо этого рассказывает ребенку о том, что он должен рассказать о своей сепарации опекунам, прежде, чем пробовать начать самостоятельную жизнь, так как ему трудно уловить угрозу от таких обаятельных типов, как лиса.

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.