«Я верю, ты справишься сам»: как приучать детей к самостоятельности

«Я верю, ты справишься сам»: как приучать детей к самостоятельности - слайд

Родители нередко спрашивают, как учить ребёнка самостоятельности...

Родители нередко спрашивают, как учить ребёнка самостоятельности. Стоит для начала разобраться в терминологии. Потому что каждый понимает самостоятельность по-своему.
 
Самостоятельный, когда сам стоит. Когда обходится без опоры на взрослого. Когда опирается на себя. Опора на себя — это скорее об эмоциях, чем о физике тела. Как помочь ребёнку обрести опору на себя и в каком возрасте можно пробовать? Первые пробы самостоятельности приходятся на первые шаги. Когда ребёнок начинает ходить сам. Без руки и без стены. Огромный толчок в развитии и первые серьёзные перемены в отношениях со взрослыми.
 
Происходит формирование доверия между родителем и ребёнком. Ребёнок обрёл подвижность и совсем отделился от тела мамы. У него одно желание — узнать, где же заканчивается мир. Важно быть рядом и своим присутствием не ограничивать познания ребёнка, а делать их безопасным. Следующим шагом на пути к самостоятельности становится садик.
 
Когда и в каком возрасте отдавать в дошкольное учреждение — решение родителей. Детский сад вводит ребёнка в ситуацию развивающего дискомфорта. Именно там ребёнок учится обходиться без родителей. Но в нем живет знание, что родители вернутся. Он в этом уверен. В возрасте от 2,5 лет обратите внимание, насколько ребёнок может обслуживать себя сам в быту. Например, самостоятельно ходить в туалет, умываться, одеваться, обуваться, есть ложкой/вилкой, убирать на место игрушки.
 
С 3-х лет ребёнок может это делать сам. В этом возрасте ему важно прочувствовать свою независимость и частое «я сам» тому подтверждение. Ребёнок чувствует, что нуждается в помощи, но оскорблённо отвергает ее, чтобы доказать всем, какой он большой. Стоит предлагать помощь через выбор: помочь или не мешать? Тут и проявляется доверие со стороны родителя на деле.
 
«Я верю, ты справишься сам, но я всегда рядом, чтобы прийти на помощь». Давать ребёнку выбор в простом — это выказать уважение, даже если вы знаете лучше. «Я уважаю твой выбор. Я доверяю тебе». Важно понимать, что выбор между: что ты хочешь на завтрак: хлопья или бутерброд, и в какое время ты хочешь идти спать — не одно и то же. Ребёнку проще учиться делать выбор, если есть варианты А или Б, а не размытые границы его свободы.
 
Бывает, родители увлекаются игрой в выбор и начинают перекладывать на ребёнка свою работу. В какой школе ты хочешь учиться? На какие занятия ты хочешь ходить? Это слишком для ребёнка, и не ему решать. Особенно, если ребёнок — дошкольник. В таких случаях, ребёнок начинает саботировать любое предложение взрослых и бежать от самостоятельности, как от йода на разбитую коленку.
 
Чем старше ребёнок, тем больше он умеет. И то, что раньше было нельзя, с взрослением может становиться можно, но с кем-то из взрослых, а потом можно самому.
 
Например, спускаться по лестнице, или ездить в лифте, или переходить дорогу, или ходить в магазин за хлебом, или оставаться одному дома. Основа самостоятельности хрупка, потому что строится на доверии. А доверие, как бумага — один раз сомнешь, больше не разгладишь. Доверять ребёнку сложно. Но доверие ребёнку произрастает из доверия к себе, как к родителю.
 
Слушать своё сердце, а не опыт подруг или что там в интернетах пишут. У меня часто спрашивают, как привить ребёнку ответственность.
 
Ответственность и самостоятельность связаны, и имеют общий источник — доверие. Мы с родителями пытаемся разобраться, как ребёнок проживает самостоятельность, как помогают/мешают родители? Если мешают, то как обстоят дела с доверием у них?
 
Если я не доверяю себе, как я могу доверять кому-либо. Даже собственному ребёнку. Я предлагаю родителям представить чувство доверия в виде метафоры. На что оно похоже, какой формы? Какое на ощупь? На запах и вкус? Оно большое или маленькое? Хрупкое или крепкое? Из какого материала сделано? Легко ли его держать или тяжело, а может неудобно? Если бы оно было предметом, то каким? Где чувство живет в теле, где вы его ощущаете?
 
Одна мама представила доверие в виде рук.
 
— Накладные руки золотого цвета. Золотые руки, которые умеют всё, и знают, что делают, даже когда глаза боятся. Надеваю руки, как перчатки. Неудобно, будто носить обувь не по размеру. Нужно подогнать руки под себя или овладеть руками, научить ими пользоваться.
 
— Мне видится, будто руки — протезы? Это так?
— Пока да. Пока они кажутся инородным телом, но, я надеюсь, со временем они станут частью меня.
— А может, ваши собственные руки присвоят навыки и супер способности от этих накладных рук? Эти руки могут научить вас доверять собственным рукам.
 
Визуализация помогает увидеть чувство, познакомиться и узнать, чего не хватает, чтобы присвоить его. Таким образом, можно понять откуда приходит доверие: извне или изнутри. Научиться доверять себе можно, чтобы научить этому ребёнка. Доверяя себе, мы обретаем опору на себя, стои́м сами, самостоятельно.
Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.