3 октября 2018

Любовь к литературе

Любовь к литературе
161

Автор: Ника Изарова

ФОТОГРАФИЯ: ЛЕНА КАПЛЕВСКА

Из школьных лет я больше всего вспоминаю уроки литературы в шестом классе. Нашей учительницей была, как мне тогда казалось, довольно пожилая женщина. У нее в классе были огромные окна, и всю классную комнату заливал яркий солнечный свет. Видимо, уроки литературы у нас проходили днем, потому что даже зимой парты и стулья нагревались лучами солнца, отчего сидеть на стульях было очень приятно. На ее уроках всегда было очень светло.

Я не помню, как звали нашу учительницу, но зато я помню, как проходили ее занятия. Даже самые отъявленные троечники (в нашей школе двоечники долго не задерживались), чудесным образом преображались на ее уроках. Все сидели тихо и внимательно слушали, а если кто-то и шептался, то очень тихо, чтобы не мешать другим. Она никогда не ругалась, никогда не повышала голоса, никогда никого не выгоняла из класса. Примерное поведение на ее уроках было чем-то абсолютно естественным и неоспоримым. Она была учителем от бога.

Целый год она читала нам книгу Валентины Осевой “Динка”. Я не знаю, каким таким волшебством обладала эта женщина, но мы слушали ее, открыв рты и затаив дыхание. Мы не писали с ней сочинений, так ни разу и не открыли учебник по литературе, не рассказывали наизусть стихотворения – мы не делали ничего из того, что полагалось делать на уроках литературы согласно школьной программе.

Но я как сейчас помню, с каким нетерпением мы ждали ее уроков, чтобы послушать о новых приключениях Динки! Ее уроки всегда были для нас большим праздников, и атмосфера на них царила всегда теплая и сердечная.

В тот год финансирование школы государством было почти на нуле. В классах не было отопления, и мы сидели на уроках в шубах и шапках. Но на уроках литературы мы попадали в Динкины летние каникулы. Мы бегали вместе с ней купаться на речку, сопереживали соседскому мальчишке-сироте Леньке, ловили рыбу и участвовали в ее дачных приключениях. На сорок минут мы переносились в совершенное другой мир и были его полноправными участниками. Мы там жили! А потом звонок, возвещавший об окончании урока, возвращал нас в школьную действительность…

Спустя несколько лет я перечитала книгу о Динке еще раз. А потом прочитала еще и продолжение ее приключений.

На следующий год преподавать литературу к нам в школу пришла новая учительница. Она была намного моложе и полна преподавательских амбиций. Она учила нас писать сочинения, рассуждать о прочитанном. Она познакомила нас с отечественной и зарубежной прозой и поэзией. Все как полагается, все по школьному плану. Она научила нас многому, и я за это я ей очень благодарна. Но увы, полюбить литературу она нас научить не смогла…