17 апреля 2022

Как помочь ребенку определиться с будущей профессией

В наше время от подростков и их родителей требуют определиться с будущей профессией довольно рано...
Как помочь ребенку определиться с будущей профессией
512
авторство и права на этот текст принадлежат проекту «Ресурсная психология»
Автор: Лилит Мазикина
Фотография: Marta Everest

Автор проекта "Ресурсная психология" Лилит Мазикина написала текст о том, как помочь ребенку определиться с будущей профессией. А мы публикуем его для вас.

 
В наше время от подростков и их родителей требуют определиться с будущей профессией довольно рано. Сдать экзамены в школе и выбирать из ВУЗов, пытаясь сориентироваться на месте, как бывало полвека назад, уже не получится.
 
Ребёнку ещё нет и четырнадцати, когда родители – как правило – пытаются понять, к какой профессии его готовить. Есть несколько основных соображений, которые при этом принимаются во внимание.
 
Одни родители смотрят, что ребёнок любит делать или, если он уже достаточно много знает о разных профессиях – какая его привлекает больше всего.
Другие – смотрят на оценки: в чём ребёнок и так преуспевает, в ту сторону и надо копать.
 
Третьи пытаются вычислить самые востребованные и денежные профессии следующего десятилетия, чтобы двигать чадо в их сторону. Там уж терпенье и труд всё перетрут, а также стерпится-слюбится, зато ребёнок будет сыт-одет.
 
Кто-то полагается на тесты по профориентации из интернета. Дети их считают глупыми: выбор профессий или мал, или как-то смутен, вопросы выглядят манипулятивно («что тебе скорее нравится – готовить еду или играть с малышами?»), составители тестов явно не учитывают реальных требований к профессиям.
 
Так, в учителя рекомендуется идти, если тебе нравится общаться и заботиться, в то время как в реальности российскому учителю этих качеств недостаточно – важно быть стрессоустойчивым и уметь спокойно, быстро, аккуратно заполнять большое количество документации. Более того, стрессоустойчивость важнее любви к детям, потому что нередко лучше равнодушный, но спокойный и чётко дающий материал педагог, чем отзывчивый, но выгоревший и с трудом себя контролирующий.
 
Тем не менее, такого рода опросы полезны, потому что дают детям толчок для раздумий над своими желаниями, способностями и склонностями. Наряду с опросами, детям для определения желанной профессии полезно также иметь представление о многих разных профессиях – благо, видеоблогеров, которые о них рассказывают, сейчас полно. Можно летом пробовать устраиваться на специальную работу для подростков, можно смотреть фильмы о разных профессиях – их снимали далеко не только в пятидесятые в СССР…
 
В любом случае, есть ещё один подход к выбору будущей профессии. Я с ним познакомилась практически случайно, когда встреча посетителей одного форума свела меня с двумя профессиональными психологами. Моя дочь тогда была в восьмом или девятом классе, и я не совсем понимала, какой ей готовить образовательный маршрут.
 
Первое, что они мне объяснили – профессию надо выбрать так, чтобы она качество жизни улучшала, а не ухудшала.
 
Например, если интроверт окажется на должности, где ему придётся постоянно общаться с другими людьми, не имея возможности регулярно и достаточно надолго переключаться на что-то более спокойное, то к вечеру он будет чувствовать себе плохо и не сможет сохранять эмоциональный контакт с родными. К выходным же он устанет настолько, что будет страдать, видя все отложенные на субботу-воскресенье дела и ощущая, что не в силах их выполнить. Это только один из множества примеров, самый ясный.
 
Работа – на то и работа, чтобы на ней уставать, но если от неё при этом теряется связь с близкими, дом становится местом, где постоянно испытываешь вину, и за ночь ты не успеваешь восстановиться, так что каждое утро кажется началом пытки – то такая работа годится только как альтернатива голодной смерти.
 
Второе: иногда с успехом в профессии связаны очень необычные качества. Например, люди, склонные к асоциальным поступкам, преступлениям, нередко оказываются хорошими артистами или полицейскими. Ведь на асоциальное поведение будущего артиста может толкать желание внимания, а полицейский, выросший из малолетнего хулигана, может воспроизводить понятные ему и интересные сценарии, но уже со стороны, так сказать, добра.
 
Главное, чтобы при этом «хулиганы» попадали туда, где чётко соблюдается этика и где ценности ясны как на стадии обучения, так и по месту работы.
 
Агрессивные подростки часто становятся хорошими, и притом вполне этичными медиками, спасателями или поварами. Когда у них появляется свой фронт борьбы, агрессия перестаёт брызгать во все стороны, и вне работы эти люди оказываются вполне договороспособны. (Конечно, тут влияют и другие факторы). Найдётся своя ниша для «упрямцев», «плакс», медлительных детей и безудержных фантазёров.
 
Третье: если посмотреть три занятия ребёнка из дошкольного периода, которые удивляли родителей, то можно достаточно точно определить профессии, в которых человеку будет комфортно.
 
Я, например, могла подолгу переписывать (слово в слово) книги или записывать всё, что вокруг меня говорили, и сама бы не могла ответить, зачем. Это выглядело достаточно странно. Хуже всего, вечерами я зачитывала записанные реплики, и это было не остановить – только пережить. Образование я получала далёкое от всякой работы с текстами и чужими словами, и всё равно в итоге стала журналисткой.
 
Что ж, возможно, случайный разговор на вечеринке, на которой, не скрою, присутствовал алкоголь, не может быть настоящим гидом. Но полученными советами я воспользовалась, и в итоге довольны и я, и дочь. Так что, просто как один из нескольких способов, попробуйте и вы его применить.