партнерский материал
11 советов как правильно учить малыша иностранному языку
11 советов как правильно учить малыша иностранному языку - слайд

В этой статье мы ответим на 11 вопросов родителей об изучении английского для их детей с раннего детства

Ребенок воспринимает речь с самого рождения. А значит, готов к усвоению любого языка, на котором с ним говорят. Главное – соблюдать правильные принципы общения и привлекать квалифицированных преподавателей. Разобраться с вопросами изучения языков малышами и ответить на самые животрепещущие вопросы родителей мы предложили основателю клуба английского языка для детей Baby-Bilingual Club и маме двух детей-билингвов Тамаре Сидневой.

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка иностранному языку? Не помешает ли изучение иностранного с пеленок освоению родного языка?

Иностранный язык нужно начинать учить, как только мама готова к этому. Ребенок готов воспринимать любую речь с самого рождения и до 3-4 лет полностью открыт к восприятию языков. В России существует миф, что прежде, чем начинать учить иностранный язык, нужно освоить родной. Но ведущие исследовательские центры по развитию речи уже многократно доказали, что если у ребенка нет существенной задержки/ отклонения в развитии, учить иностранный язык не только не вредно, но наоборот, очень полезно.

Что дает ребенку изучение иностранного языка в раннем детстве?

Дети, которые знакомятся с иностранным языком в раннем возрасте, обладают более хорошей памятью, лучше умеют сосредотачиваться и фокусироваться. Родная речь, как правило, развивается лучше, если ребенок параллельно знакомится и с иностранной, потому что фактически ребенок получает в два раза больше различных «упражнений» для развития речи. Это отличная «зарядка» для мозга. Говорить на нескольких языках вполне естественно для человека. Кстати, больше половины населения земного шара двуязычно!

Вред от изучения иностранного языка в раннем возрасте может быть, если этот процесс (как любой другой процесс по развитию детей) проходит неграмотно. Например, нельзя и даже вредно усаживать малышей смотреть долгие телепередачи на английском языке. Или заставлять ребенка заниматься через крик и насилие. Вредно также водить ребенка с одного занятия на другое, не оставляя времени на прогулки и отдых.

Как понять, что больше подойдет ребенку - групповые или индивидуальные занятия?

Если ребенок маленький, то в большинстве случаев ему полезнее заниматься в группе. Дети до 7 лет лучше всего учатся в коллективе, они берут пример друг с друга, да и так веселее и интереснее. В группе больше стимулов потрудиться, понять, что от тебя хотят, выразить свои мысли. Дети лучше запоминают, работая в группе, потому что пока все повторят задание, ребенок услышит одну фразу много раз. Кроме того, в раннем возрасте дети довольно быстро утомляются и не могут долго выдерживать пристального и постоянного внимания педагога только на себе.

Индивидуальные занятия наиболее эффективны в случае, если у ребенка уже есть базовые знания, и вам в короткие сроки нужно добиться поставленной цели. Например, если нужно быстро научиться читать, или если вы готовитесь к школе. Индивидуальные занятия также подойдут, если у вас одаренный ребенок, и он по своему развитию опережает любую группу сверстников. Хотя и в этом случае индивидуальные занятия рекомендуются как дополнение к групповым: в этом возрасте социализация настолько же важна, как и обучение языку.

Как выглядит процесс обучения малышей в вашем клубе?

Baby-Bilingual Club создан для того, чтобы маленькие дети (2-7 лет) имели возможность изучать английский язык методом погружения в англоговорящую среду, при этом не замечая, что они учатся. У нас нет учебников и парт, а есть много песен, книжек и игрушек, с помощью которых мы создаем англоязычную среду.

У нас занятия ведут исключительно носители языка, специалисты по раннему развитию, у каждого не менее 5-10 лет опыта занятий с маленькими детьми. Ведь для того, чтобы игра была полезной и эффективной для изучения языка, ее нужно правильно провести!

Наш главный подход к детям – создание веселой, уютной и безопасной атмосферы. Тогда во время занятия у малышей создается искренний интерес воспринимать и общаться на языке. На занятиях дети не сидят за учебником, а, напротив, постоянно меняют виды деятельности, что позволяет им “прожить” каждую новую тему, а не просто заучивать слова и выражения. Они поют песни и танцуют, играют в подвижные и настольные игры, читают книжки, делают поделки, и все это на английском языке. В каждом занятии используется набор игр и упражнений, специально нацеленных на развитие речи.

Baby bilingual

Самая главная наша задача - показать детям, что говорить на другом языке - это совершенно нормально, и не надо относиться к этому, как к какому-то специальному заданию. Часто дети даже забывают, на каком языке с ними общается преподаватель, т.к. главное для них не то, как он говорит, а что он говорит и делает.

Животрепещущий вопрос: в некоторых центрах преподают русские учителя, в некоторых (в том числе у вас) носители языка. Кого стоит выбрать для занятий с малышом?

Я вижу три основных преимущества преподавателей-носителей языка (при равном уровне профессионализма). Самое главное: поскольку ребенок знает, что русскоязычный преподаватель все равно его поймет и в трудную минуту сможет перевести ключевую информацию, у него нет стимула стараться, чтобы его поняли. Соответственно, ребенок уже не так чутко и внимательно воспринимает язык. С педагогом-носителем перевода он не дождется, а значит надо стараться и понимать. Второе - важна культурная составляющая обучения. Ощущение языка очень привязано к тому, как преподаватель реагирует на те или иные ситуации, общается с ребенком. Наконец, хороший носитель языка более квалифицирован, чем русскоговорящий – в случае, если у него имеется педагогическое образование, он работал в британских или американских детских садах, лучше знаком с определенными методиками по работе с детьми.

Как убедиться в правильном выборе педагога?

Нужно отметить, что далеко не все носители языка являются профессиональными педагогами и имеют квалификацию преподавателя английского как иностранного. Это основная причина, по которой репутация носителей языка может быть неоднозначна. Очень много англоговорящих граждан приезжают в Россию, чтобы заработать на своем знании языка, но это не значит, что они могут это знание кому-нибудь передать и, тем более, научить детей – это требует профессиональных навыков, призвания и опыта. В нашем клубе мы очень тщательно относимся к выбору преподавателей. Они должны иметь все три составляющие, необходимые для хорошего детского педагога: квалификацию, опыт, призвание заниматься с детьми и нравиться им.

Насколько глубоко нужно погружать ребенка в языковую среду? Нужно ли нагружать ребенка еще и дома, необходимы ли занятия летом? Общий принцип – чем больше, тем лучше?

Конечно, чем больше ребенок погружается в языковую среду, тем лучше. Проводя 30% времени бодрствования на иностранном языке, ребенок официально считается билингвой. Но погружение должно быть «качественным», стимулирующим развитие речи. Ведь даже на родном языке, если с ребенком недостаточно заниматься развитием речи, он может говорить плохо, иметь скудный словарный запас. Участие родителей в речевом развитии ребенка – основной ключ к успеху. Даже если это участие ограничивается вашим большим энтузиазмом – это уже большая помощь ребенку, когда он видит, как вы заинтересованы в том, чем он занимается. Но преподносить язык нужно в правильном формате. Ни в коем случае не нужно «нагружать» ребенка! Его погружение в языковую среду должно быть веселым, приятным и необременительным и на занятиях, и дома! Иначе можно отбить желание учиться навеки. У нас в клубе для детей 2-5 лет, конечно, не предлагается никакой формальной домашней работы – она будет просто бессмысленна вне контекста. Зато все дети Baby-Bilingual Club получают доступ к Home Pack – списку ресурсов и рекомендаций о том, как можно создавать языковую среду вне занятий.

Нужно ли родителям разговаривать дома с ребенком на английском языке?

Стоит ли маме разговаривать с ребенком по-английски? Если вы решите делать это с рождения – то да, это, безусловно, очень эффективно! Я видела несколько таких мам – их можно награждать медалью! Их дети абсолютно свободно говорят на английском. Но это очень сложно – регулярно и последовательно, не путая ребенка, говорить с малышом на другом языке, разыскивать для него в Москве материалы, книги и занятия на английском.

Если же вы только сейчас решили начать говорить с ребенком по-английски, при этом больше в семье вы на английском ни с кем не разговариваете, а ему уже 2-3 года, то, скорее всего, ваш ребенок вам этого сделать просто не даст. Он будет протестовать, просить, чтобы вы с ним говорили «нормально» - то есть на русском. Это происходит оттого, что у ребенка есть четкая привязка языка к человеку. Если вы заговорили с ребенком на другом языке, для него это эквивалентно тому, как если бы вы надели маску и костюм и превратились в другого человека. Но есть другой способ: это чтение книг – тут привязка язык-человек проходит, также можно играть в «ролевые» игры. А когда ребенок уже достаточно хорошо освоится с иностранным языком, то он уже разрешит и вам на нем говорить. Кстати, это отличный тест – если ребенок разрешает маме говорить дома с ним по-английски, это значит, что он, слыша английскую речь, уже чувствует себя уверенно.

Стоит ли отдавать ребенка в английскую группу детского сада?

В англоязычном детском саду малыш получит максимальное погружение в языковую среду. Если образовательный процесс там построен на качественном уровне, то ребенок с легкостью станет абсолютно двуязычным (и «двукультурным»), хотя родительскую поддержку все-равно никто не отменял. Если вы оставите все взаимодействие с языком в пределах сада и не будете давать никакой языковой поддержки дома, то билингвой ребенок может и не стать даже в лучшем саду. В Москве довольно много таких садов, стоимость обучения там начинается от 70 000 рублей в месяц, и к сожалению, в части из них воспитатели могут иметь минимальный опыт работы с детьми, а в группах часто все же преобладает русская речь (когда более 80% группы составляют русскоязычные дети).

Как правильно должны строиться занятия с ребенком?

Если подходить к вопросу реалистично, то наиболее эффективно комбинировать курсы английского (часовые занятия по 2-3 раза в неделю) и дополнительные занятия английским вне клуба. Конечно, занятия должны быть увлекательными для ребенка и проходить в игровой форме. Также важно не вырывать детей из языковой среды и не переводить им с английского на русский во время занятий. И слово «учиться» не должно звучать на занятиях с 3-х летними детьми, для них это должно быть игрой.15 минут совместного чтения на английском языке творят чудеса – словарный запас ребенка растет в геометрической прогрессии, и материал, который ребенок получает на занятиях, усваивается гораздо лучше.

flying banana

Также полезны совместный просмотр мультфильмов на английском языке, песни на английском, походы на англоязычные спектакли (Flying Banana Children's Theatre в Москве), кулинарные мастер-классы (Samovar Cook & Chat Club), занятия по плаванию, футболу и рисованию (такие специализированные занятия на английском языке тоже есть в Москве).

Все это – лучший способ развивать речь ребенка. На странице Baby-Bilingual Club в фейсбуке мы регулярно публикуем анонсы других англоязычных событий в городе, рекомендации по книгам, фильмам.

Можно ли учить параллельно несколько языков? С какого возраста психика ребенка готова к этому?

Это зависит от формы подачи материала. Чем естественнее среда обучения языку (чем больше погружение), тем легче его учить и добавлять дополнительные языки. Например, если ребенок растет в двуязычной семье: мама русская, папа француз, а живут они в Лондоне, то, ребенок может без труда освоить сразу три языка. При условии, если каждый из родителей постоянно использует свой родной язык в общении с ребенком, и он к тому же ходит в местный (английский) детский сад.

Ситуация совсем иная, если ребенку после 7 лет сразу ввели 2 новых языка, и форма преподавания чисто академическая – сидеть за учебниками и аудиозаписями по 2-4 часа в неделю для каждого языка. Это тяжело.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
17-летняя Александра Акельева рассказывает, почему тексты Монеточки так цепляют детей, но оставляют в недоумении взрослых.
партнерский материал
Развлечения
Chips Journal и МОСГОРТУР выбрали события, которые подойдут для детей и подростков.
партнерский материал
Комментарии 1
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.