Чем нам грозит принятие поправок в закон об образовании?

Чем нам грозит принятие поправок в закон об образовании? - слайд

© Коллаж Chips Journal

Просветительские проекты под угрозой

В ноябре 2020 года группа сенаторов и депутатов во главе с Андреем Климовым подготовила документ о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Авторы предлагали зафиксировать понятие «просветительская деятельность» и дать государству дополнительные возможности для контроля за ее исполнением — то есть наделить Минобрнауки и Минпросвещения специальными полномочиями по лицензированию просветительских проектов.

Хотя в документе и не было прописано четко, какие именно проекты подвергались бы госконтролю в случае принятия этого правового документа, научное сообщество забило тревогу.

Несмотря на волну критики, законопроект был принят в первом чтении в декабре 2020 года.

После этого на сайте Change.org астрофизиком Сергеем Поповым была опубликована петиция против законодательной инициативы, которую на данный момент подписало уже более 100 000 человек. Следующие слушания по законопроекту пройдут 21 января 2021, а пока разбираемся в том, чем нам грозят эти поправки и почему их вообще решили внести.

Доводы авторов законопроекта: остановить иностранное влияние в РФ

В последние годы в России идет настоящий бум просветительской деятельности: многие образовательные, культурные институции, НКО проводят публичные лекции, презентации, круглые столы. В настоящее время перед проведением подобных мероприятий не нужно получать разрешения от властей и согласовывать содержание каждого информационного блока со специальным цензором.

Группа сенаторов и депутатов, состоящих в комиссии Совфеда и Госдумы по борьбе с иностранным вмешательством, увидела в этом недочет. По их мнению, отсутствие регулирования просветительской деятельности «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», как сказано в поясняющей записке к законопроекту.

Поэтому Минобрнауки и Минпросвещения предлагается наделить полномочиями лицензировать просветительские проекты, а особое внимание планируется уделить сотрудничеству просветителей с международными организациями.

Чтобы лучше была видна идеологическая направленность этого документа, можно привести комментарии одного из главных его идеологов, Андрея Климова: «Научное сообщество — штука очень широкая. Я тоже, в общем, доктор наук. Концепция на самом деле очень простая — ввести определение просветительской деятельности. И дать возможность правительству ее регулировать. Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема. Есть запрещенная в России организация ИГИЛ, есть много структур, которые ведут деятельность в похожем формате, но не внесены в список запрещенных. Они тоже считают, что занимаются просвещением, и мы не можем это останавливать прямыми четкими, прозрачными способами. Это не про университетских профессоров, это про жизнь нашу реальную», — пояснил сенатор изданию «Коммерсант‎».

Доводы противников закона

Многие представители научного сообщества резко раскритиковали предложенную законодательную инициативу. Астрофизик и профессор РАН Сергей Попов опубликовал на сайте Change.org петицию против внесения поправок. Обобщенно можно представить четыре основных опасности этого нововведения, на которые указывают ученые.

Государственная регламентация просветительской деятельности приведет к ее исчезновению

Создание дополнительных препятствий в виде государственного контроля проведет к тому, что многие просветители перестанут вести свои проекты. «Вся эта обширная деятельность, которая приводит к популяризации науки, основана на творческом порыве, а любая регламентация действий приведет к тому, что проекты будут закрываться: кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования. Мы просто обеднеем», — прокомментировал ситуацию газете «‎Коммерсант» Сергей Попов.

Нечеткие формулировки позволят применять закон ко всем

Поскольку формулировки нового законопроекта очень размыты, теоретически под его действия могут попасть все — не только ведущие научных просветительских передач на Youtube, которым надо будет согласовывать содержание каждого нового выпуска, но и любой блогер, который решил рассказать своей аудитории, как лучше приготовить овощной салат.

Не мультиками едиными: 5 классных образовательных Youtube-каналов

Усложнение международного сотрудничества организаций

Во второй части поправок, получившей меньшее распространение в СМИ, регламентируется и международное сотрудничество образовательных организаций с партнерами. Это значит, что, например, ни один вуз не сможет пригласить иностранного профессора провести лекцию, не получив на это согласия от высшей инстанции, некоего федерального органа.

«Какого именно органа, не конкретизируется. Но я подозреваю, что разных — в зависимости от конкретных случаев. Например, если спортивная школа приглашает тренера — то это будет Росспорт, если речь идет о средней школе — то Минпросвещения, если университет — Министерство науки и высшего образования», — пояснил Сергей Попов в интервью изданию Republic. Все эти регламентирующие действия приведут к тому, что международный обмен знаниями (который и так довольно сильно сократился в условиях пандемии) будет сведен до нуля.

Общая логическая непроработанность законопроекта, его неприменимость к жизни

Многие представители научного сообщества уверены, что на деле этот закон невыполним — невозможно будет контролировать сотни, тысячи проектов, для этого понадобится целый полк специальных цензоров. Тем не менее законопроект даст почву для точечных ударов по конкретным начинаниям и конкретным просветителям, неугодным тем или иным чиновникам.

Некоторые ученые также заметили, что все сообщения «антигосударственного характера» уже сейчас регламентируются административным или уголовным кодексом РФ, поэтому создание специально «просветительской статьи» выглядит крайне странно.

До 21 января 2021 года вы можете подписать петицию с требованием отозвать поправки к закону «Об образовании» на сайте Сhange.org и поддержать тем самым российское научное сообщество и всех, кто занимается просветительскими проектами в нашей стране.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->