«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»
«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха» - слайд

Регулярные занятия естественными науками не только развивают умственные способности ребенка и расширяют его представление о мире, но и помогают родителям в нелегком деле выработки философского видения мироустройства и эволюции. Ежик сходил на «Крысиные истории» в научных лабораториях «Политеха» и готов поделиться полученной там мудростью.

Старшая моя дочь Полина в свои почти 11 лет сменила уже множество профессий, точнее, своих пожеланий к будущей специальности. Среди модели, дизайнера, художника, продавца в магазине сладостей, детектива, журналиста и моряка самым долгоиграющим внезапно оказался ратолог. Вы знаете, кто это? Я вот не знала. Оказалось, это специалист по грызунам.


Это знание упало на меня вместе с большой клеткой, в которой уже год живет джунгарский хомячок по имени Маша. Живет Маша очень хорошо, по крайней мере, если судить по соотношению площади клетки к площади тела хомячка. У нас в семье ни у кого нет такого просторного помещения, как у нее, и Полина борется за увеличение Машиной жилплощади со рвением средневековых крестоносцев. «Мама, по правилам, ее клетка должна быть больше на 0,2 квадратных метра, в этой ей тесно!» - эту фразу я слышу раз в два месяца. Ну и конечно, все члены семьи были хоть раз покусаны кровожадным джунгариком в процессе приручения ее Полиной, а опилки регулярно покрывают пол всей квартиры – в те дни, когда дочь чистит клетку.

Смирившись с тем, что у меня растет детектив-ратолог, я решила, что пора ставить увлечение на научную основу. В «Политехническом музее», в детских научных лабораториях, есть кружок биологии, а также разовые занятия-экскурсии на разные темы – от динозавров до грызунов. Конечно, тема, на которую пойдем мы, была понятна сразу – «Крысиные истории». На этом занятии обещали показать, как ведут себя лабораторные крысы в водном лабиринте. Бинго!


Главное – белый халат

Детские лаборатории «Политеха» – прекрасное место. Прекрасно оно тем, что ребенок буквально с порога начинает чувствовать себя пусть маленьким, но все же ученым – антураж здесь соответствующий. На входе в каждую лабораторию (биологии, химии, физики) есть стойка с белыми халатами. Сам процесс облачения ребенка в спецодежду – магическое действие: по мере переодевания лица детей становятся внимательными, серьезными и важными. Академики, не меньше – и пусть халаты достают им до пяток!

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

Столы, большой проектор, на котором можно наблюдать все, что происходит в водном лабиринте, сам лабиринт в виде звезды, террариумы с хамелеонами – в помещении есть, на что посмотреть в ожидании занятий. Но главное - сами герои – белые лабораторные крысы.

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»


Как пройти лабиринт

Наш преподаватель – молодой биолог со знаковым для истории человечества именем Лилит - принесла клетки, в которых сидели белые крысы. Отдельно – так называемые «наивные», то есть те, кто ни разу в своей крысиной жизни не был в водном лабиринте, и отдельно - уже опытные бойцы, то есть те, кого в течение месяца тренировали находить оттуда выход. Лилит показала, как брать грызунов за хвост, рассказала об их повадках и о том, как следует с ними обращаться. Потом детей разделили на команды, они придумали каждой название, и испытания начались.

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

Группа по очереди брала свою крысу из клетки и сажала ее в водный лабиринт. Судья засекал время, в течение которого грызун пытался найти оттуда выход, но не дольше пяти минут – чтобы зверек не замерз. Дети наблюдали это на большом экране, преподаватель пояснял происходящее. Временные результаты записывали на доску.

Надо сказать, что наивные крысы вели себя так, как повел бы себя и человек, если бы кто-то взял его за ногу из теплой постельки (кресла перед телевизором) и перенес бы в лабиринт, заполненный водой. Зверьки подплывали к колоннам, цеплялись за них лапками и некоторое время ошалело оглядывались по сторонам. «Мамочки, - читалось на их мордах. – Боже, куда я попала?»

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

Немного отойдя от первого шока, крысы начинали двигаться. Кто-то ограничивался аккуратным переплывом от входа в один «рукав» лабиринта к другому, кто-то не побоялся сунуть свой нос в коридор и даже туда сплавать. Ни одна из трех крыс – а было всего три наивных зверька – выхода из лабиринта с первого раза не нашла.


Тяжело в учении, легко в бою

Пришел через опытных бойцов. И мы получили совершенно иную картину. Попав в воду, крысы не пугались. Они действовали, словно хороший солдат после часов изматывающих тренировок: плыли по отработанному маршруту. В среднем каждому из зверьков, которых до этого тренировали, для выхода понадобилось не более 30 секунд. Сравните это с показателями необученных животных.

Наконец, последнее испытание. Лилит решила обмануть испытуемых, и перекрыла привычные для крыс выходы. Так что очередной подопытный, попав в водный коридор, уверенно поплыл по маршруту – и уперся носом в перекрытие. Это был шок.

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

-Она не верит в такое коварство, - комментировал преподаватель, наблюдая за тем, как сердитый зверек наматывает круги по лабиринту. – Вон как злится, даже бурчит.

Действительно, рассерженная крыска издавала странные звуки, что-то между шипением и пыхтением. И в конце концов она таки нашла выход – просто впрыгнула вверх на крышу рукава. Это был креативный ход конем – зрители даже испугались от неожиданности.


Лаборатория как модель мира

Зверьков вытащили из воды, отправили сохнуть в их домики, и в завершение занятий детям разрешили погладить крыс и понаблюдать за ними. Лилит рассказала, что на таких шоу-испытаниях дети в первую очередь знакомятся с миром живой природы. Многие ребята никогда в жизни не видели живых крыс, а уж в руки их брать – целое приключение. Ну и конечно, это скорее похоже на лабораторную работу в школе, но интереснее – ведь с крысами в свободное от детских занятий время занимаются биологи.

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

Моим дочерям занятия очень понравились. Юный ратолог Полина, правда, скрипела на тему «зверушек жалко», но даже она не могла спорить, что условия содержания крыс и обращения с ними выдерживают ее суровую критику. И конечно, она многое узнала о повадках зверьков, а также получила первые представления о научной работе в биологической лаборатории.

А я, уходя с занятия, не могла отделаться от мысли, что происходящее в лаборатории напоминает мне то, что происходит с нами – людьми – в реальной жизни. Когда кто-то большой и сильный берет тебя за ногу с дивана, сажает в лабиринт, и тебе надо выбраться. Причем сидение на одном месте к цели тебя не приблизит – ты только отчаешься и замерзнешь. Лучшие результаты дает движение – но не хаотичное, а обдуманное: разведка местности, анализ информации, поиск выхода. А главное – те, кто наблюдают за тобой сверху, куда больше сочувствуют и болеют за тех, кто активно ищет выход из лабиринта. Крысы, которые сидели на месте дольше минуты, вызывали у детей и взрослых некоторое разочарование, типа «Ну что она ничего не делает-то!».

«Крысиные истории»: репортаж из лабораторий «Политеха»

Я не ученый и не биолог, и с грызунами надеюсь иметь дело только потому, что ими занимается моя дочь, не мечтая о более близком знакомстве. Но анализ поведения крыс в лабиринте дал мне повод поразмыслить над своим поведением в сложных ситуациях. И выводы для себя я сделала полезные.

Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.