Мастерская радиосказки: как дети освоили основы профессии и записали собственную сказку
Мастерская радиосказки: как дети освоили основы профессии и записали собственную сказку  - слайд

Проект «Мастерская радиосказки» помогает детям освоить азы работы на радио, создать и записать свою профессиональную радиопостановку – и это захватывающий процесс.

Елена Федорова

Наш колумнист: Елена Федорова, создатель мастерской кукол ELF
"Когда я перестала понимать людей, нашла общий язык с куклами. Ибо dolls are not just toys but mood. Да и нет благодарнее существа, чем разбитая 100-150 лет назад фарфоровая кукла, которую собрали, отреставрировали и дали новую жизнь. Это лучшее лекарство от депрессии и деструктива - благодарная фарфоровая душа, пусть и кукольная..."


«Я хочу рассказать вам историю, которая произошла со мной в рождественскую ночь. Каждый год на Рождество я выхожу ночью на крылечко полюбоваться на звезды. Вот и в этот раз я открыл дверь и уже собрался было перешагнуть порог, как вдруг увидел на крыльце маленькую потрепанную коробочку. Я поднял ее, поднес к уху и услышал тоненький голосок…

Эту историю придумали, расписали по ролям, озвучили и записали, превратив в профессиональную радиопостановку, четыре девицы возрастом от 8 до 11 лет. Слушая аудиозапись этой замечательной новогодней сказки, невозможно даже представить, что у микрофона – не профессиональные актеры, а обычные школьницы.


А дело было так...

Еще в прошлом году творческий центр «Лествица» придумал проект – Мастерскую радиосказки. Руководитель и режиссер – Артем Кабидов. Именно он в течение двух месяцев, пока длится проект (ставший уже ежегодным), водит детей по заповедным тропинкам волшебной радиостраны. И, надо сказать, что это «введение в профессию», по-другому мастерскую и не назовешь, оказывается не таким простым, как представляется вначале. Но очень любопытным, полезным и информативным. Дающим потом возможность сказать самому себе: ого! да я теперь это умею!

В группу набираются дети и подростки от 6 до 17 лет. Не более десяти человек. Первая группа нынешнего учебного года начала заниматься в сентябре и уже вовсю трудится над своей постановкой. Между тем попасть в проект можно – до мая планируется организовать еще один-два набора ребят в Мастерскую радиосказки.

Ну а пока – немного о заповедных тропинках радиостраны и собственно о том, чему именно учат в Мастерской.


Тропинка первая. Постановка дыхания.

Вы когда-нибудь пытались отследить – как вы дышите? Как и где воздух, согреваясь, циркулирует по телу? Правильно, как-нибудь так, само. Меж тем специалисты «разговорных» профессий должны уметь управлять своим дыханием с помощью диафрагмы. Дыхание диафрагмой бережет голосовые связки и помогает на одном дыхании легко и без запинок произнести длинную фразу.
Например, вот такую.

«Коробку от телевизора на заводе (том самом, где изготовили и нашу коробочку) никто не любил, потому что она всегда спорила, а когда она начинала спорить, пенопласт у нее внутри скрипел так противно, что проще было во всем с этой занудой согласиться, нежели продолжать разговор».


Тропинка вторая. Постановка речи.

На этом пути оказалось много кочек, первая из которых – артикуляция. В нашем случае - работа органов речи для произнесения определенных звуков.

Понятно, что болтать мы все горазды. Но чтоб делать это профессионально – внятно, отчетливо, с определенной скоростью, не сбивая дыхание, нужно прокачать мышцы органов речи с помощью специальных упражнений.

Что характерно: на занятиях даже самые отъявленные болтушки с удивлением обнаруживали, что язык заплетается и отказывается слушаться хозяйку. Зато после всех гимнастических упражнений для языка и мышц лица третья тропинка давалась им без труда.


Тропинка третья. Скороговорки.

А теперь садимся поудобнее, настраиваемся и с улыбкой произносим: «поменяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все». Отлично. Теперь то же самое, но втрое быстрее.

Так вот, скороговорка про Прасковью – легкая. Теперь со скоростью пулеметной очереди говорим: «купи кипу пик, пик кипу купи». А потом: «бредут бобры в сыры боры, бобры храбры, а для своих бобрят добры».

Ну что, фигня получается? Вот поэтому девчонки на нашем проекте в прошлом году неделю тренировались со скороговорками, прежде чем режиссер позволил им взяться за озвучку сказки.

«В городе зажигались огни, в каждом доме готовились к празднику. Каждое сердце переполняло чувство счастья. Каждое, кроме одного. На этом празднике не было места маленькой картонной Коробочке для хрустального колокольчика. Она лежала одна, помятая и потрепанная, на опустевшей заснеженной дороге».


Тропинка четвертая. Сюжет, сценарий, распределение ролей.

Режиссер Артем Кабидов придумал главного персонажа будущей сказки, это маленькая картонная коробочка для хрустального колокольчика, по сюжету просто Коробочка. На дом было задано придумать во всех подробностях приключения героини.
На занятиях из предложенных вариантов выбрали лучший, расписали реплики всех героев, доработали сценарий. А автор выбранной идеи получил право распределять – кому какие достанутся роли – Коробочки, Треснувшей Кружки, Одноногих Ножниц и пр.
После чего, с готовым сценарием и выученными ролями, можно двигаться дальше – делать запись радиопостановки.

«Зачем хозяину этого дома вещи, которые больше никому не нужны? В том-то и весь секрет – он снова делает нас нужными. Вот, к примеру, я, Треснувшая Кружка, больше не гожусь для того, чтобы в меня наливали чай. Но зато я отлично подхожу для того, чтобы в меня ставили карандаши. Даже самая маленькая, самая крошечная вещь имеет свое предназначение в этом мире. Быть кому-то полезным - вот, наверное, главная цель в жизни».


Тропинка пятая. Работа с микрофоном. Студийная запись.

Когда я спрашивала дочь про то, как они записывались, то услышала несколько десятков правил, начинавшихся с «не». Не держать микрофон ближе\дальше одного пальца ото лица, не говорить одновременно с другими актерами, не шептать и не кричать во время записи, соблюдая нужную громкость, не забывать выдерживать двухсекундную паузу после начала записи, не забывать текст, не хихикать, не шмыгать, не чесаться, не вертеться (микрофон записывает малейший шорох, несмотря на звукопоглощающие стены и мебель студии), не, не, не, не…

А знаете что? Несмотря на все сложности, сказка удалась. И доказательство тому – диск со студийной записью сказки о маленькой картонной коробочке и чувство удовлетворения у всех участников проекта. Ого! а я теперь это умею!

«Маленькая картонная Коробочка от радости подпрыгнула и, словно веселый детский смех, внутри нее зазвенел хрустальный колокольчик».

Где: Творческий центр «Лествица»
Продолжительность Мастерской радиосказки – 8 занятий, стоимость – 9600 руб.

Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.