Почему отправлять подарки в детские дома — не лучшая идея

Журналист фонда «Арифметика добра» Марина Лепина рассказывает о том, что же на самом деле нужно дарить воспитанникам детских домов.

«Когда в наш детдом приходили спонсоры, это был приятный день. Но вовсе не из-за подарков. Все равно у нас потом их отнимали воспитатели. А потому, что можно было насладиться общением», — вспоминает Сания, выпускница детского дома.

В декабре общество лихорадит: многие хотят сделать доброе дело, поучаствовать в благотворительности, подарить кому-то чудо, и чаще всего в голову приходит идея отвезти подарки в детские дома. Но это ошибочный путь.

Да, надо согласиться с тем, что детские дома на периферии часто не столь хорошо обеспечены, но в крупных городах, в Москве эти учреждения просто «перекормлены». И стоит правильно оценивать свои усилия и цели.

«Было как-то, что в один детский дом привезли на одного ребенка по 38 подарков. И это не редкость. Один подарок сменялся другим, одни волонтеры уезжали, другие приезжали. Дети просто заглядывали в пакетики и отбирали только то, что им, на их взгляд, интересно», — рассказывает Наталия Мишанина, ведущий психолог фонда «Арифметика добра», системно работающего в сфере социального сиротства.

«Видимо, когда люди думают о детях-сиротах, сразу представляется образ ребенка в потрепанной старой одежде, держащего в руках мишку с оторванной лапой. Так жалко такого ребенка, и хочется скорее побежать и задарить его всем, — замечает Светлана Строганова, многодетная приемная мама, руководитель Клуба „Азбука приемной семьи“ фонда „Арифметика добра“. — Как правило, это основной мотив — пожалеть. В принципе, это здоровое и нормальное желание. Но часто люди не совсем представляют себе детские дома и детей в них. В большинстве этих учреждений сейчас довольно приличное снабжение, а в те детские дома, которые плохо снабжаются, туда как раз за тысячи километров подарки не доезжают».

Но не забудьте — у этих детей нет дома. Со своим подарком они отправятся в общую комнату, где нет своего угла, нет детской. Они куда-то прячут свои «богатства», но то огромное количество игрушек, которые им дарят, складывать просто некуда.

Конфеты — а говорят, что на каждого детдомовца под Новый год приходится до 30 килограммов сладостей от дарителей — воспитатели обычно отбирают и собирают в складчину, в общий котел. Кстати, часто в детдома отдают и просроченные товары. Считают, что сюда можно сплавлять ненужные вещи и некачественную продукцию. Ну а дорогие подарки, например, гаджеты, старшие дети просто продают, покупая себе алкоголь и сигареты.

Почему подарки — это не всегда благо?

«Тетя Лена, а вы можете привезти в следующий раз что-то лично для меня? Не просто для всех»… — обратился однажды 9-летний Олег к женщине, которая навещала в детском доме другого мальчика, а заодно привозила угощения и всем детям. Олег чувствовал себя одиноко, как и все дети в детских домах, и очень мечтал о капельке личного внимания. Елена, конечно же, выполнила просьбу Олега, а потом взяла в семью обоих мальчишек. Но этот случай показателен: детям не нужны «подарки вообще», они очень хотят искреннего проявления интереса конкретно к каждому.

Благородный порыв одарить обесценивает саму суть подарков. Старшие дети уже начинают искать выгоду, а не ищут радости. «Появляется эгоистическая позиция — я сирота, нам все должны. Бывает такая реакция: „Ой, фуу, я не это совсем хотел“. А потом начинается еще и дележка. Кто-то подарки „отжимает“ силой, более слабые и неактивные дети часто вообще остаются ни с чем. А обладатель большого количества подарков имеет власть, начинает манипулировать. Итог — провокация жадности, жестокости, воровства», — замечает Наталия Мишанина.

«Когда-то мы сами так поступали, не зная, — первое желание было волонтерить и ездить в детские дома с подарками. Но потом поняли, что это не дает пользы детям, им нужно другое, — говорит Диана Машкова, мама четверых детей, трое из которых взяты в семью из детских домов, основатель Клуба „Азбука приемной семьи“. — Эта бесконечная смена неизвестных людей в стенах детского дома скоро надоедает детям, они воспринимают их просто как нечто удобное: о, из этих взрослых можно извлечь выгоду! А куча подарков приучает ребенка к потребительскому отношению. Наши приемные дети 13-летняя Даша и 16-летний Гоша рассказывали, как их фактически использовали для приятных селфи и отчетов в соцсетях. А строить отношения с людьми, со взрослыми дети не научились. В итоге долгое время наши подростки и от нас ждали подвоха, не верили нам, торопились получить от нас как можно больше выгоды, пока еще мы вместе. Так проявилась привычка считать себя ненужными, а нас, взрослых, — ни на что больше не способными».

«Вереница дарителей подсаживает ребёнка на иглу пособий и „мне все должны“. А в 18 лет вереница заканчивается, для ребёнка непонятен этот переход из мимишного „сиротинушки“ в никому не нужного человека, от которого требуют ответственности, — напоминает Юлия Канышева, в семье которых 6 детей, в том числе приемные. — Ценность семьи стремится в нулю. Зачем жить в семье, где не могут купить айфон! Поищу другую или вернусь в детдом, там подарков много. Мой младший приемный сын, 5-летний Ярик, не умел играть с игрушками. Он их только ломал. А зачем хранить, если выдадут новые? А средний, 16-летний Вова, за год потерял 18 пар обуви, выдадут же ещё! Перед прошлым Новым годом подошёл ко мне и сказал, что ему нужен крутой телефон. Для доказательства разбил об пол старый. На этот Новый год попросил приставку за 30 тысяч рублей. Сказал, что ему такую в детдоме спонсоры дарили. Только он поиграл два раза, и она пропала. Так же у него отобрали и брендовую спортивную форму — более сильные ребята».

Самое дорогое — наше время

Если малыши еще верят в волшебство, то подростки в детдомах вообще не ждут Нового года. Эти дни для них — разочарование и даже печаль. Нет семейного праздника, утрачен эффект чуда.

Поэтому, если есть желание что-то сделать для ребенка, у которого нет родителей, — подарите ему общение. «Например, интересная прогулка, экскурсия — это тоже стоит денег, хоть и меньших, а впечатлений больше. Пойдите с ребенком на пейнтбол, на выставку, покатайтесь с ними на горных лыжах — дайте им то, где они, может быть, ни разу не были, — советует Наталия Мишанина. — Можно отправиться на мастер-классы — попробовать приготовить пиццу или нарисовать картину».

«Если вы хотите сделать что-то хорошее и доброе, то пусть это стоит меньше денег, но лучше приезжайте раз в месяц и учите детей, например, лепить из пластилина. Но это будет постоянная помощь. Или можно стать наставником. Или — волонтером в фонде, который системно работает в сфере сиротства, — тогда ваш труд будет на самом деле помощью. Ищите тех, кто системно, а не разово помогает детям без родителей. Системно — это значит профессионально и грамотно», — рекомендует Светлана Строганова.

Что же на самом деле является ценным и нужным подарком для ребенка из детского дома?

Образование

Когда ребенок живет в семье, родители поддержат, помогут в выборе будущей профессии. Дети, живущие в детских домах, часто не имеют мотивации к учебе, да и к будущему. Сейчас во многих регионах России действует программа «Шанс», одобренная Министерством образования, ее создал фонд «Арифметика добра» Даже в самых отдаленных детских домах страны старшеклассники теперь занимаются по специальной онлайн-программе с педагогами, повышают свои знания, и в итоге поступают в вузы. А психологи и тренеры помогают подросткам взрастить в себе уверенность в себе, умение общаться, работать в команде, развивать лидерские качества.

Помочь развитию этой работы просто — можно сделать пожертвование в фонд, поддержав работу программы «Шанс», и стать настоящим Дедом Морозом. Когда бывшие двоечники и троечники превращаются в хорошистов и даже начинают получать пятерки, вместо мыслей «да пойду в любой колледж, мне без разницы» появляются мечты и конкретные цели, и они сбываются. А для педагогов лучшая награда — когда ребенок осознанно выбирает свой путь. «Знания вместо подарков» — девиз этого подхода.

Наставничество

Самое главное для ребенка — конечно, семья. Если вы чувствуете в себе силы и желание стать приемным родителем, приходите в Школы приемных родителей. Фонды, работающие в сфере сиротства, тщательно готовят будущих приемных мам и пап, а затем дальше ведут семьи и помогают в периоды адаптации. Но не всегда и не у всех есть возможность принять ребенка в семью. Тогда можно стать надежным старшим другом, наставником и помочь ему войти в самостоятельную жизнь. Ведь выпускник детского дома, отправляясь в свободное плавание, часто не готов к самостоятельной жизни, недостаточно социализирован, у него мало знаний даже в бытовой сфере. Вы станете надежной опорой ребенку, многому его научите, да и просто очень важно, когда есть с кем посоветоваться, порадоваться или даже погоревать. Обучиться наставничеству можно во многих фондах, помогающих детям-сиротам.

Профориентация

Сейчас возрождается наставничество на производстве. Если вы опытный мастер — вам будет приятно рассказать о своем любимом деле подрастающему поколению. Воспитать ученика. Ваша компания может проявить инициативу и приглашать к себе на обучающие экскурсии-мастер-классы подростков из детских домов, которым уже пора выбирать профессию.

Почему отправлять подарки в детские дома — не лучшая идея

Журналист фонда «Арифметика добра» Марина Лепина рассказывает о том, что же на самом деле нужно дарить воспитанникам детских домов.

«Когда в наш детдом приходили спонсоры, это был приятный день. Но вовсе не из-за подарков. Все равно у нас потом их отнимали воспитатели. А потому, что можно было насладиться общением», — вспоминает Сания, выпускница детского дома.

В декабре общество лихорадит: многие хотят сделать доброе дело, поучаствовать в благотворительности, подарить кому-то чудо, и чаще всего в голову приходит идея отвезти подарки в детские дома. Но это ошибочный путь.

Да, надо согласиться с тем, что детские дома на периферии часто не столь хорошо обеспечены, но в крупных городах, в Москве эти учреждения просто «перекормлены». И стоит правильно оценивать свои усилия и цели. «Было как-то, что в один детский дом привезли на одного ребенка по 38 подарков. И это не редкость. Один подарок сменялся другим, одни волонтеры уезжали, другие приезжали. Дети просто заглядывали в пакетики и отбирали только то, что им, на их взгляд, интересно», — рассказывает Наталия Мишанина, ведущий психолог фонда «Арифметика добра», системно работающего в сфере социального сиротства.

«Видимо, когда люди думают о детях-сиротах, сразу представляется образ ребенка в потрепанной старой одежде, держащего в руках мишку с оторванной лапой. Так жалко такого ребенка, и хочется скорее побежать и задарить его всем, — замечает Светлана Строганова, многодетная приемная мама, руководитель Клуба „Азбука приемной семьи“ фонда „Арифметика добра“. — Как правило, это основной мотив — пожалеть. В принципе, это здоровое и нормальное желание. Но часто люди не совсем представляют себе детские дома и детей в них. В большинстве этих учреждений сейчас довольно приличное снабжение, а в те детские дома, которые плохо снабжаются, туда как раз за тысячи километров подарки не доезжают».

Но не забудьте — у этих детей нет дома. Со своим подарком они отправятся в общую комнату, где нет своего угла, нет детской. Они куда-то прячут свои «богатства», но то огромное количество игрушек, которые им дарят, складывать просто некуда.

Конфеты — а говорят, что на каждого детдомовца под Новый год приходится до 30 килограммов сладостей от дарителей — воспитатели обычно отбирают и собирают в складчину, в общий котел. Кстати, часто в детдома отдают и просроченные товары. Считают, что сюда можно сплавлять ненужные вещи и некачественную продукцию. Ну а дорогие подарки, например, гаджеты, старшие дети просто продают, покупая себе алкоголь и сигареты.

Почему подарки — это не всегда благо

«Тетя Лена, а вы можете привезти в следующий раз что-то лично для меня? Не просто для всех»… — обратился однажды 9-летний Олег к женщине, которая навещала в детском доме другого мальчика, а заодно привозила угощения и всем детям. Олег чувствовал себя одиноко, как и все дети в детских домах, и очень мечтал о капельке личного внимания. Елена, конечно же, выполнила просьбу Олега, а потом взяла в семью обоих мальчишек. Но этот случай показателен: детям не нужны «подарки вообще», они очень хотят искреннего проявления интереса конкретно к каждому.

Благородный порыв одарить обесценивает саму суть подарков. Старшие дети уже начинают искать выгоду, а не ищут радости. «Появляется эгоистическая позиция — я сирота, нам все должны. Бывает такая реакция: „Ой, фуу, я не это совсем хотел“. А потом начинается еще и дележка. Кто-то подарки „отжимает“ силой, более слабые и неактивные дети часто вообще остаются ни с чем. А обладатель большого количества подарков имеет власть, начинает манипулировать. Итог — провокация жадности, жестокости, воровства», — замечает Наталия Мишанина.

«Когда-то мы сами так поступали, не зная, — первое желание было волонтерить и ездить в детские дома с подарками. Но потом поняли, что это не дает пользы детям, им нужно другое, — говорит Диана Машкова, мама четверых детей, трое из которых взяты в семью из детских домов, основатель Клуба „Азбука приемной семьи“. — Эта бесконечная смена неизвестных людей в стенах детского дома скоро надоедает детям, они воспринимают их просто как нечто удобное: о, из этих взрослых можно извлечь выгоду! А куча подарков приучает ребенка к потребительскому отношению. Наши приемные дети 13-летняя Даша и 16-летний Гоша рассказывали, как их фактически использовали для приятных селфи и отчетов в соцсетях. А строить отношения с людьми, со взрослыми дети не научились. В итоге долгое время наши подростки и от нас ждали подвоха, не верили нам, торопились получить от нас как можно больше выгоды, пока еще мы вместе. Так проявилась привычка считать себя ненужными, а нас, взрослых, — ни на что больше не способными».

«Вереница дарителей подсаживает ребёнка на иглу пособий и „мне все должны“. А в 18 лет вереница заканчивается, для ребёнка непонятен этот переход из мимишного „сиротинушки“ в никому не нужного человека, от которого требуют ответственности, — напоминает Юлия Канышева, в семье которых 6 детей, в том числе приемные. — Ценность семьи стремится в нулю. Зачем жить в семье, где не могут купить айфон! Поищу другую или вернусь в детдом, там подарков много. Мой младший приемный сын, 5-летний Ярик, не умел играть с игрушками. Он их только ломал. А зачем хранить, если выдадут новые? А средний, 16-летний Вова, за год потерял 18 пар обуви, выдадут же ещё! Перед прошлым Новым годом подошёл ко мне и сказал, что ему нужен крутой телефон. Для доказательства разбил об пол старый. На этот Новый год попросил приставку за 30 тысяч рублей. Сказал, что ему такую в детдоме спонсоры дарили. Только он поиграл два раза, и она пропала. Так же у него отобрали и брендовую спортивную форму — более сильные ребята».

Самое дорогое — наше время

Если малыши еще верят в волшебство, то подростки в детдомах вообще не ждут Нового года. Эти дни для них — разочарование и даже печаль. Нет семейного праздника, утрачен эффект чуда.

Поэтому, если есть желание что-то сделать для ребенка, у которого нет родителей, — подарите ему общение. «Например, интересная прогулка, экскурсия — это тоже стоит денег, хоть и меньших, а впечатлений больше. Пойдите с ребенком на пейнтбол, на выставку, покатайтесь с ними на горных лыжах — дайте им то, где они, может быть, ни разу не были, — советует Наталия Мишанина. — Можно отправиться на мастер-классы — попробовать приготовить пиццу или нарисовать картину».

«Если вы хотите сделать что-то хорошее и доброе, то пусть это стоит меньше денег, но лучше приезжайте раз в месяц и учите детей, например, лепить из пластилина. Но это будет постоянная помощь. Или можно стать наставником. Или — волонтером в фонде, который системно работает в сфере сиротства, — тогда ваш труд будет на самом деле помощью. Ищите тех, кто системно, а не разово помогает детям без родителей. Системно — это значит профессионально и грамотно», — рекомендует Светлана Строганова.

Что же на самом деле является ценным и нужным подарком для ребенка из детского дома?

Образование

Когда ребенок живет в семье, родители поддержат, помогут в выборе будущей профессии. Дети, живущие в детских домах, часто не имеют мотивации к учебе, да и к будущему. Сейчас во многих регионах России действует программа «Шанс», одобренная Министерством образования, ее создал фонд «Арифметика добра» Даже в самых отдаленных детских домах страны старшеклассники теперь занимаются по специальной онлайн-программе с педагогами, повышают свои знания, и в итоге поступают в вузы. А психологи и тренеры помогают подросткам взрастить в себе уверенность в себе, умение общаться, работать в команде, развивать лидерские качества.

Помочь развитию этой работы просто — можно сделать пожертвование в фонд, поддержав работу программы «Шанс», и стать настоящим Дедом Морозом. Когда бывшие двоечники и троечники превращаются в хорошистов и даже начинают получать пятерки, вместо мыслей «да пойду в любой колледж, мне без разницы» появляются мечты и конкретные цели, и они сбываются. А для педагогов лучшая награда — когда ребенок осознанно выбирает свой путь. «Знания вместо подарков» — девиз этого подхода.

Наставничество

Самое главное для ребенка — конечно, семья. Если вы чувствуете в себе силы и желание стать приемным родителем, приходите в Школы приемных родителей. Фонды, работающие в сфере сиротства, тщательно готовят будущих приемных мам и пап, а затем дальше ведут семьи и помогают в периоды адаптации. Но не всегда и не у всех есть возможность принять ребенка в семью. Тогда можно стать надежным старшим другом, наставником и помочь ему войти в самостоятельную жизнь. Ведь выпускник детского дома, отправляясь в свободное плавание, часто не готов к самостоятельной жизни, недостаточно социализирован, у него мало знаний даже в бытовой сфере. Вы станете надежной опорой ребенку, многому его научите, да и просто очень важно, когда есть с кем посоветоваться, порадоваться или даже погоревать. Обучиться наставничеству можно во многих фондах, помогающих детям-сиротам.

Профориентация

Сейчас возрождается наставничество на производстве. Если вы опытный мастер — вам будет приятно рассказать о своем любимом деле подрастающему поколению. Воспитать ученика. Ваша компания может проявить инициативу и приглашать к себе на обучающие экскурсии-мастер-классы подростков из детских домов, которым уже пора выбирать профессию.