Умный дом: проектируем детскую комнату
Умный дом: проектируем детскую комнату - слайд

Как добиться того, чтобы «даже стены помогали», и ребенок дома развивался не только физически, но и интеллектуально?

Знаете ли вы, что правильно организованное детское пространство может быть не просто уютным – оно помогает сформировать правильные навыки и привычки.

Мария Карасик, архитектор; Роман Раух, методист и тренер «Школы диалога с препятствием»

Наши колумнисты: Мария Карасик, архитектор; закончила МАРХИ в 2006 году, несколько лет проработала в архитектурной компании Skuratov architects. В 2011 стала сооснователем школы интеллектуального отдыха "Мосты". В 2012 родила дочь Марфу, что послужило толчком для создания первой коллекции детской мебели. В 2013 основали с мужем Андреем А. Анисимовым компанию PLAYPLY.

Роман Раух, специалист о развитию детей через движение и игру. Главный методист и тренер и Школы «Диалога с препятствием». Работает в Хорошевской прогимназии. Закончил МГУ им М.В. Ломоносова. Имеет множество дополнительных образований в области лечебной педагогики, психологии, развития детей. С 2014 года занимается проектирование детских спортивных комплексов для детских садов, школ и дома. С 2016 вошел в команду PLAYPLY.

Мария: Четыре года назад мой муж, дизайнер Андрей Анисимов, придумал и разработал сборно-разборные стул и стол CLIC для нашей дочери Марфы. Их можно использовать для детей разного роста, они собираются без инструментов, устойчивые — невозможно перевернуться, прочные — нечему ломаться.

С тех пор мы основали свою небольшую компанию и работаем в направлении проектирования детской мебели и детских пространств.

Погрузившись в мир детской мебели, мы поняли, что это мало освоенная и разработанная тема. Дизайнеры детских комнат ограничиваются подбором декоративных отделок, деревянного покрытия пола и выбором стилизованной мебели. Проектируя минималистичную мебель, мы ставили себе более широкую задачу: развивать у ребенка вкус, без навязывания ему готовых эстетических шаблонов.

Со временем, проектируя мебель для детских комнат, изучая мировой опыт, мы поняли, что правильная детская мебель — это дополнительная возможность для ребенка гармонично развиваться как интеллектуально, так и физически. Организованное определенным образом пространство подталкивает ребенка к деятельности. Это легко понять на примере игрушек для малышей. Они, по сути, «запрограммированы» — малыш берет погремушку и трясет, берет пирамиду и нанизывает кольца.

Отечественные бренды детской одежды

Дома и стены помогают

Так и пространство может содержать в себе посыл к деятельности. Оно может не только подталкивать к ней, но и способствовать формированию навыков, привычек, определенного поведения. Например, удобство хранения и доступность для ребенка его личных вещей и игрушек поможет развивать аккуратность и самостоятельность.

Мы ясно осознавали, что знаний, которыми мы обладаем в области развития детей, недостаточно, что для грамотного проектирования нужна коллаборация специалистов: дизайнеров, тренеров, психологов, педагогов и т.д. Поэтому в состав нашей команды вошел специалист по развитию детей через движение Роман Раух. Роман — методист и тренер «Школы диалога с препятствием», работает в Хорошевской прогимназии. Совместно с ним мы выявили основные характеристики, присущие детскому пространству, и внедряем их в новую линейку игровой мебели MOVE. Важно отметить, что знания относительно развития детей – нестатичны. Меняется мир, меняются дети, их образ жизни, и потому только непрерывная практическая работа с детьми дает возможность реагировать на происходящие с ними трансформации и проектировать, исходя из полученных знаний.

Организация детских пространств – не новая тема, она существовала еще в 18 веке. Любая педагогическая система, включая системы Марии Монтессори и Гленна Домана, предлагают устроить детское пространство определенным образом. Это прослеживается и в спорте: мы видим как организуют зоны воркаута, гимнастические залы.

У современного ребенка гораздо меньше возможностей для игры и движения, чем 30-40 лет назад. Дети практически лишены свободного времени, мало гуляют, чаще всего под присмотром, не имея возможности пробовать и рисковать. В городах практически исчезли дворы и дворовая среда. Хотя именно во дворе, в разновозрастной детской среде, практически без участия взрослых происходило развитие ребенка. Младшие усваивали от старших правила и нормы поведения. Происходило развитие социальных навыков: умение быть лидером и брать на себя инициативу, действовать в команде. Формировался навык находить общий язык, настаивать на своем и уступать. Дети развивались личностно, учились принимать решение, не бояться нового, прилагать усилия для достижения цели, не зависеть от чужой оценки, делать свою жизнь интересной.

Сейчас дети гораздо больше загружены различными занятиями, кружками, сидением у компьютеров. Развиваясь интеллектуально, они имеют меньше возможностей для формирования качеств, необходимых им для социализации, лишены физической активности и ограничены в использовании воображения.

Принимая во внимание произошедшие изменения, мы создаем детское пространство дома, призванное восполнить существующие пробелы. Оно позволяет ребенку в процессе игры двигаться, ползать, лазать, висеть и раскачиваться. Это пространство многофункционально, что дает поле для развития творчества и фантазии. Кровать, комод и шкаф могут быть не только мебелью, но и стать кораблем, горой, лесенкой, домиком, дорогой, ракетой, замком и т.д.

Еще одно преимущество такого пространства: совмещение физкультурного комплекса, игровой и жилого пространства, при этом квартира не превращается в спортивный зал или детский центр.

Мария Карасик, архитектор; Роман Раух, методист и тренер «Школы диалога с препятствием»

Место для игр и роста

Итак, разберем подробнее характеристики детских пространств.

Сейчас специалисты акцентируют внимание на значении игры в детском возрасте. Игра — это этап в развитии ребенка, его первые шаги во взрослой жизни, его основная деятельность. Дети живут, обучаются, общаются в игре, это инструмент их взаимодействия с окружающим миром.

Самое главное отличие детского пространства — его игровой функционал. Игровое пространство побуждает к движению. Детям жизненно необходимо двигаться не только для физического развития, но и для развития головного мозга. Физиологи говорят о том что через движение информация поступает в головной мозг: тактильная – от соприкосновений тела с предметами во время движения, вестибулярная – от изменения положения тела, проприоцептическая – от мышц и суставов. Чем больше информации получает головной мозг, тем лучше он её обрабатывает, тем больше формируется новых нейронных связей, лучше развиваются зоны головного мозга. Движение также затрагивает зоны головного мозга, отвечающие за речь, и помогает развитию вербальных навыков ребенка. Ну и, конечно, это выплеск беспрерывно накапливающейся энергии, что немаловажно.

Оснастив детскую спортивным комплексом, родители зачастую видят, что он не пользуются популярностью у детей. Причина отсутствия интереса в том, что в пространстве нет вариантов движения, нет возможности выбирать, придумывать новое. Детям быстро наскучивает такое пространство.

Правильно организованное движение циклично: ребенок имеет несколько вариантов для начала и окончания движения и право выбора маршрута. Маршруты учитывают опыт участников, их возрастные возможности, антропометрические особенности детей: малыши двигаются по своим траекториям, дети старшего возраста — по своим.

Цикличность и отсутствие тупиковых направлений позволяют ребенку не терять интереса к движению, что стимулирует физические нагрузки в домашних условиях.

Многофункциональность

Вторая важная характеристика детского пространства – многофункциональность. Основная функция предметов (кровать, шкаф, лестница, итд) сочетается с игровой: кровать становится домиком, шкаф — кукольным театром, место под лесенкой — норкой. Ребёнок обязательно придумает свои применения, но пространство должно давать ему возможность реализовать свой замысел, что провоцирует воображение и умение играть.

Мы считаем, что детское пространство должно быть стилистически нейтральным — минималистичным, с функциональным дизайном, без уходов в стилизацию, иметь простые и четкие формы. Это дает возможность ребенку придумывать свой воображаемый мир, не навязывает популярные образы и концепт игры, формирует творческое мышление, а также прививает хороший вкус.

Благодарим компанию PLAYPLY за помощь в подготовке текста.

Интересное
Развлечения
Калейдоскоп, прочные мыльные пузыри, корона, гигантские мелки и еще много всякой DIY всячины.
Психология
СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле...
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.