Какие формы обучения подходят детям с СДВГ

Какие формы обучения подходят детям с СДВГ - слайд

© Kate Vellacott

У каждого ребенка есть право на образование. А у его родителей есть право выбора: садика, школы и формы обучения...

Анна Качан-Юрина, мама девочки с СДВГ, рассказывает о трудностях, с которой сталкивается ее семья из-за диагноза дочки.  Недавно мы опубликовали текст Анны о конфликтах девочки в школе и об отношении родителей других детей, стремящихся оградить свои семьи от общения с "проблемным" ребенком.  Пусть сложный ребенок уходит в специальную школу, — считают они. В ответ Анна написала текст о том, какие варианты обучения на самом деле есть у детей с СДВГ.

Согласно ст. 43 Конституции РФ у каждого ребенка есть право на образование. А у его родителей есть право выбора: садика, школы и формы обучения. Давайте рассмотрим эти формы в контексте обучения детей с СДВГ.

1. Специализированное учебное заведение.

Чтобы попасть в специализированную школу, ребенку нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). По ее итогам выдают направление в один из 8 видов коррекционных школ. Но. Ребенку с СДВГ не нужно специальное оборудование, дополнительный педагог, особое питание и прочее. Поэтому шанс, что на ПМПК гиперактивный ребенок попадет в такую школу, стремится к 0.

2. Домашнее обучение.

Для детей с СДВГ особенно важно социализироваться в коллективе, поэтому такой вариант обучения им также не подходит. Психиатры считают, что педагоги должны находить подход к таким ученикам, при этом не пренебрегая интересами других учеников. Более того, согласно Приказу Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому», СДВГ не входит в перечень таких заболеваний. В этом случае речь может идти только о добровольном решении родителей о переводе ребенка на домашнюю форму обучения.

3. Тьютор.

Вариант, когда ребенок учится в средней общеобразовательной школе (СОШ) в сопровождении индивидуального педагога. Тьюторство подходит для детей, у которых диагнозы ограничивают возможности к самостоятельному обучению. Чтобы назначить учащемуся тьютора нужны опять же рекомендации (ПМПК), либо решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, принятое психолого-медико-педагогическим консилиумом школы.

Иногда в роли тьютора могут выступать родители ребенка (чаще всего это мать). Тогда в учебном процессе она совмещает роли родителя и педагога. Часто это сбивает и ребенка, и учителя. А кто в данный момент находится перед ними: родительница или коллега-педагог? Для лучшего развития ребенка, эти роли стоит все-таки разделять. Кроме того, у тьютора должны быть специальные педагогические компетенции, которых нет у родителей. И самое главное, на мой взгляд, родительское тьюторство быстро приводит к эмоциональному выгоранию родителя. Получается, что мать занимается ребенком круглосуточно, при этом теряя свои профессиональные навыки и жертвуя самореализацией. Это также верно для домашнего обучения.

Если ребенку с СДВГ в отдельных случаях необходим тьютор, то лучше, чтобы его предоставила школа.

4. Инклюзия в обычной школе.

Если у ребенка нет нарушения интеллекта, он может обучаться по программе СОШ наравне с нормотипичными детьми. В основе такого обучения лежит Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, которая с 2015 года включена в ФГОС. Она реализуется с 1 сентября 2016 года в школах России в рамках инклюзивного образования.

Это значит, что ребенка с СДВГ обязаны обучать в СОШ. Как бы кто к этому не относился. «Закон суров, но это закон».

Автор: Анна Качан-Юрина, мама девочки с СДВГ

Фотография: Kate Vellacott

Материалы по теме
->