© Kate Vellacott
У нее не получается. Может, специализированная школа?
Анна Качан-Юрина, мама девочки с СДВГ, продолжает рассказывать о жизни своей семьи. О взаимоотношениях дочери с детьми и о том, как другие взрослые воспринимают детей, которые хоть чем-то отличаются от общепринятой нормы. Другие тексты Анны по теме можно почитать здесь.
Не совсем как по маслу закончила дочь 3 класс. Оценки-то ладно — без троек, и на том спасибо. Но случился очередной конфликт. На этот раз с бывшей лучшей подругой (БЛП) Ярославы. Весь год были не разлей вода. Ходили друг к другу в гости и гулять. А потом: «Она мне больше не подруга, я ее ненавижу».
Но сначала мне опять позвонила учительница.
— А Ярослава уже пришла домой?
— Да.
— Она вам ничего не рассказывала?
— Нееет…
— Тут такая ситуация. Мне рассказала вахтерша, которая на входе дежурит. Какая-то бабушка во дворе школы сегодня после уроков кричала на девочку. Так громко, что вахтерше пришлось выйти и призвать ее к порядку. Потому что на детей орать нельзя. Ну вы же знаете, у нас только одна бабушка за внучкой приходит.
Да, за БЛП Ярославы и ее младшей сестрой обычно приходит бабушка.
Иду к дочери. Та не колется: все норм. Рассказываю, что звонила учительница. И тут ее прорывает. Она злится, очень сильно. Когда выпускает первый пар, выясняю, что дружить они перестали неделю назад. Почему — сама не знает. Говорит, она просто прислала мне сообщение, что я дура. О причинах не догадывается. Теперь они не разговаривают. Бывшая ЛП собрала вокруг себя всех подруг, и они теперь шепчутся, хихикают и показывают на Ярославу пальцем. Блин, это очень обидно должно быть.
— А из-за чего сегодня бабушка на тебя кричала?
— Подумаешь, я случайно наступила на ногу бывшей ЛП. А они меня после уроков подкараулили. Но я потом от них убежала.
Пишу смс маме БЛП: «У детей возникло недопонимание, давайте обсудим».
Приходят вечером к подъезду всем семейством: бабушка, мама, БЛП и сестра. Разговаривали минут 20. Если коротко, то после того, как девчонки рассорились, их дочка и внучка боится Ярославы, поэтому вынуждена ходить со свитой. А моя ее задирает, то в туалете закроет, то толкнет, то вот на ногу наступила. Сделайте что угодно, чтобы это не повторялось.
Под конец разговор накалился. Я объяснила семейству, что у дочери есть особенности, что все, что можно — сделано, остается только ждать. При этом я, конечно же, против физической агрессии, но и дразнить свою дочь не позволю. Бабушка, которая 30 лет проработала директором школы, отрицала, что кричала. К тому же сказала, что всегда находила общий язык с учениками, а с моей дочерью — ну никак. Говорю, ну да, вот такая особенная девочка.
Кое-как придя к консенсусу, взяв слово с обеих девчонок, что они будут игнорировать друг друга, мы развернулись в сторону подъезда. Нам в спину от бабушки полетело: «Ну и чего ты добилась, Ярослава? С моей внучкой сейчас все девочки в классе дружат, а с тобой? Кто будет дружить с тобой?!». Заходила я в подъезд, уже стиснув зубы.
Дома дочь половину из предъявленных ей обвинений отрицала, и я, да, до сих пор склонна ей верить. К тому же, я так и не выяснила, а из-за чего собственно случился первоначальный конфликт.
А через неделю меня отдельно пригласили в школу. Потому что пришла жалоба из департамента образования. Разговаривали втроем: я, учительница и мама подруги. Долго, поэтому тезисно.
Мама БЛП:
— Я разговаривала и с вами, и с вами, результата нет. Жалобу я ПОКА ЕЩЕ не писала, просто зашла к девочкам из департамента кофе попить и поговорить.
Учительница:
— Я со своей стороны делаю все возможное. Стараюсь, чтобы они на переменах не пересекались, слежу за ними. В класс приходила психолог, проводила урок про эмоции и агрессию. Детей учили прислушиваться к своим чувствам, называть их, понимать, что чувствуют другие люди и договариваться друг с другом словами.
Мама БЛП:
— Ну и что. Результата же нет.
Ко мне:
— Вы уверены в диагнозе или сами его поставили?
Я:
— Я не врач, чтобы ставить диагнозы. У меня есть справка от психиатра, рекомендации и рецепт на корректирующие препараты. Но быстро ничего не изменится. Дочери их пить минимум 2 года. Я организовала для ребенка постоянную физическую активность, также по рекомендации психиатра, но раз на раз не приходится. Иногда у нее бывают срывы.
Мама БЛП:
— Это не моя проблема. Сделайте так, чтобы их не было.
Я:
— Вы требуете от меня невозможного. Представьте себя на моем месте. Как бы вы поступили? Что, по-вашему, я должна сделать?
Мама БЛП:
— Не хочу ничего представлять. Мне вас жаль и ребенка вашего тоже. Но моя дочь не должна страдать из-за нее.
Я:
— Может нам стоит найти первопричину и как-то решить ее? Ярослава получила сообщение «ты дура». Почему так, она не понимает и из-за этого злится. Кто-то знает, из-за чего начался конфликт?
Учительница:
— Я разговаривала с девочками. Они не признаются.
Мама БЛП:
— Я не знаю, меня это не волнует. Для меня главное, чтобы мою дочь не трогали.
Учительница:
— Зря вы так. Знаете, как чаще всего родители реагируют в подобных случаях? «Мой ребенок самый лучший, вы на него наговариваете». В нашем же случае мама идет на контакт, делает все возможное, чтобы сгладить острые углы.
Мама БЛП:
— Но у нее не получается. Может, специализированная школа?
Я: …???...
Учительница:
— Нет, сейчас нет никаких школ, только инклюзия. Такие дети тоже имеют право получать образование на общих условиях.
Мама БЛП:
— Если это не прекратится, я найду на вас управу.
Честно, меня эта беседа выбесила. Да, мой ребенок создает проблемы. Нет, это не моя и не ее вина, так случилось. Да, я всегда готова решать эти проблемы, которые иногда растут как грибы после дождя. Но я не готова терпеть такое отношение ни к себе, ни к ребенку.
В школе детей действительно учат эмоциональному интеллекту. Пусть не в рамках какой-либо программы и не в полном объеме, но и родители, и педагоги обычно заинтересованы, чтобы дети были социализированы. Видимо не все. Какой пример мы даем детям своими разборками? Что не важна причина, главное, чтобы все было в рамках нормы? Что не обязательно вставать на другую сторону, а важно отстаивать исключительно свои интересы? Но это же как раз противоречит эмоциональному развитию.
Думаю, что расти нашему обществу еще и расти до принятия нейроотличных детей и взрослых. А мне писать и рассказывать о своем опыте и психоэмоциональных состояниях детей с СДВГ.
Кстати, у меня готов следующий текст, навеянный желанием мамы БЛП оградить от моего ребенка «нормальных» детей. В нем я рассмотрела возможные формы обучения для ребенка с СДВГ.
Автор: Анна Качан-Юрина
Фотография: Kate Vellacott