«Энканто»: сказка о завышенных ожиданиях от детей и том, к чему это может привести

«Энканто»: сказка о завышенных ожиданиях от детей и том, к чему это может привести - слайд

© Кадр из мультфильма «Энканто», Disney, 2021

Шесть интересных фактов

В ноябре 2021 года на экраны вышла юбилейная 60-я картина студии «Дисней» «Энканто», а в начале января она была удостоена «Золотого Глобуса» как лучший анимационный фильм.

Перед нами — удивительная история семьи Мадригаль, все члены которой обладают уникальными магическими способностями. Все, кроме 15-летней девочки Мирабель, переживающей из-за своей «обычности» и чувствующей себя хуже своих выдающихся родственников.

Предлагаем разобраться в том, что скрывается за красочными колумбийскими декорациями, и какие уроки мы можем вынести из этой истории.

Сюжет мультфильма перекликается с романом Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»

История семьи Мадригаль начинается с трагических событий: молодая женщина по имени Альма, убегая от вооруженного конфликта, в одночасье теряет своего мужа Педро и остается одна с тремя младенцами на руках. Спасение приходит от волшебной свечи, которая дарит семье живой дом (Каситу, от испанского casita, то есть домик), наделяет членов клана Мадригаль магическими способностями и защищает беженцев от недружелюбного внешнего мира горами, образуя местечко Энканто.

Критики отмечают удивительную схожесть сюжетов «Энканто» и событий, описанных в знаменитом романе колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Там семья Буэндиа также бежит от военных действий и спасается в изолированном от внешнего мира местечке Макондо.


Вместо магических способностей потомки Буэндиа несут на себе проклятие. Хотя отчасти этим же оборачиваются и «дары» Мадригаль, которым так отчаянно завидует Мирабель.


Как и в романе, действие фильма ограничено домом Каситой, скрывающей в себе леса, ущелья, пещеры и винтовые лестницы, поднимающиеся до самого неба. Касита становится квинтэссенцией духа семьи и начинает разрушаться, чувствуя разлад между ее членами. Спасти дом можно, лишь разобравшись во внутренних семейных конфликтах, обратив свое внимание на родных и самих себя. А для этого подчас требуется всего лишь желание и готовность поговорить по душам.

Создатели фильма хотели показать, что часто мы слишком мало знаем о своей семье

В своем интервью 2×2 создатели фильма Байрон Говард и Джаред Буш («Зверополис», «Моана») рассказали, что, планируя показать историю большой семьи, проводили исследования и интервью. «Мы поняли, что на самом деле очень мало знаем о своих семьях», – поделился Джаред Буш. Так появилась идея показать зрителям, как важно прислушиваться и пытаться понять тех, кто живет рядом, но о ком в суете дней мы часто забываем.

Чтобы подчеркнуть, что семья состоит из самых разных людей со своими уникальными историями, Байрон Говард и Джаред Буш пригласили консультантов-психологов, которые помогли проработать характеры персонажей. Одна из авторов сценария Чарис Кастро Смит говорит, что команде создателей картины хотелось, чтобы зрители узнали в персонажах своих родных и задумались о том, чем они живут.

Мирабель и Бруно — собирательные образы тех, кто чувствует себя лишним в семье

Мирабель — поистине уникальный ребенок в уникальной семье. Среди своих выдающихся родственников она умудрилась выделиться сильнее других, хотя видит в этом скорее наказание, чем привилегию. Она обычный человек, который не умеет лечить печеньем, не в силах поднять мост или повернуть реку вспять. Ее инаковость подчеркивается во множестве деталей: она единственная носит очки, песни, которые она поет, отличаются по размеру от остальных (3/4 вместо 4/4).

Единственный персонаж фильма, сходство Мирабель с которым постоянно подчеркивается сценаристами, — это ее дядя Бруно. Он носит зеленое пончо (совсем как очки Мирабель) и умеет видеть будущее. И он, как и девочка, чувствует, что в семье есть проблема и пытается рассказать об этом матери. Но властная Альма не желает признавать правоту сына, потому Бруно таинственным образом исчезает, и о нем предпочитают не вспоминать.

Несмотря на то, что Бруно не лишен магических способностей, он также оказался изгоем. За то, что он, как и Мирабель, не боится взглянуть правде в глаза и столкнуться с несовершенством. Это и есть их волшебная сила.

Благодаря ей они напомнят родным о том, что значит быть собой и избавиться от бремени своих даров, с которыми, как оказалось, не так уж легко жить. Покажут на своем примере, что каждый член ее семьи — больше, чем его дар.

Конфликт Мирабель связан с завышенными ожиданиями от ее авторитарной бабушки

Несмотря на яркие краски и благополучное окружение, жизнь Мирабель нельзя назвать радужной. Она изо всех сил хочет быть лучше, но из-за отсутствия магических способностей не может достигнуть той высокой планки, которую поставила перед своими родными бабушка Альма. Мирабель терзается комплексом неполноценности, замечая в себе только некую ущербность в сравнении с остальными идеальными членами семьи.


В этой истории нет отрицательных персонажей или злодеев, которых нужно победить, чтобы у сказки был счастливый конец.


Перед героями стоит другая задача — почувствовать свою значимость в отрыве от любых внешних достоинств. Осознать себя ценным просто по праву рождения. И сделать это предстоит не только Мирабель.

«Энканто» поднимает вопрос о том, нужно ли пытаться заслужить любовь родных

За что нас любят члены нашей семьи? За то, что мы добиваемся успеха, совершаем великие дела и реализуем чьи-то мечты или устремления? Или за то, что мы просто родились и есть в этом мире? Проклятие семьи Мадригаль в том, что они становятся пленниками собственных магических способностей и задранных выше некуда стандартов идеальности. Всегда готовые помочь, всегда лучезарно улыбающиеся — этого требует от них общество, долг и глава семьи. Но что творится в их душах на самом деле?

За внешней «успешной» оболочкой каждого персонажа скрывается внутренняя драма. Силачка Луиза устала помогать всем вокруг, а Долорес, управляющей погодой с помощью эмоций, осточертело вечно улыбаться, обеспечивая жителям Энканто ясное небо над головой. Красавица Изабелла тяготится своим идеальным образом и страдает в ожидании помолвки с нелюбимым человеком.

«Энканто» показывает, как легко травмировать детей завышенными ожиданиями

Апофеозом истории семьи Мадригаль становится сцена ссоры между Мирабель и бабушкой Альмой. После того как Альма обвиняет Мирабель в том, что зависть девочки привела к катастрофе, Мирабель наконец-то находит в себе силы высказать все то, что думает на самом деле. О том, как много бабушка требует от родных, как сильно давит на них, заставляет быть идеальными и угождать окружающим вместо того, чтобы позволить им проживать свои жизни.

Слова Мирабель показывают Альме то, что, как и остальные члены семьи, она мало знала о чувствах тех, с кем жила под одной крышей.

Альма рассказывает свою историю. О том, как ей было тяжело, когда она осталась одна с тремя детьми, нуждающихся в том, чтобы она выстояла. И какой ценой это у нее получилось: она превратилась в женщину с железным характером, не позволяющую себе быть слабой. Потеря дома и магических способностей помогают ей вспомнить, что на самом деле важно, и за что она любит каждого члена своей семьи.

Откровенный разговор по душам с Мирабель и возможность признаться в своей неправоте помогают Альме простить своего сына Бруно, с которым она поступила так несправедливо, хотя он всего лишь хотел донести до нее то, что в семье есть трещина, на которую нужно обратить внимание, и которая может привести к катастрофе.

«Энканто» — яркий детский мюзикл с важным уроком для взрослых о том, как легко травмировать детей завышенными ожиданиями, и к чему может привести навязанная им идея об успешности и идеальности. Основной посыл фильма: позвольте вашим детям быть и любите их за то, какие они есть, а не за то, насколько успешно они справляются с реализацией вашей личной мечты.

Родили и не поняли

Слушайте подкаст от редакции

Материалы по теме
->