Вдумчивый разбор мультфильма
Принцесса ждет своего спасителя, один из родителей погибает, экшн, экшн, экшн. Такое представление сложилось о мультфильмах от студии Disney, хотя уже несколько лет они разрушают эти стереотипы.
«Райя и последний дракон» — еще одно тому подтверждение. Мы посмотрели новый мультфильм и рассказываем, как изящный сюжетный ход позволил создателям сделать тему родительства центральной в мультфильме, и как в нем отразились лучшие и худшие родительские установки. Осторожно, спойлеры!
Итак, мир, где происходит действие мультфильма, как говорится в таких текстах, погрузился во тьму. Большинство людей превратились в статуи (чуть позже расскажем, почему это — гениальный ход сценаристов), а храбрая девочка-подросток Райя сражается с опасностями, чтоб вернуть все как было.
В этом «как было» начинается одна из главных сюжетных линий — отношения Райи и ее отца, вождя Бенджа. Как именно погибла мама Райи, мы не знаем, зато видим, как отец воспитывает дочь: обучает боевым искусствам, говорит как с равной, не злится, когда маленькая принцесса переворачивает в замке все вверх дном. Подробно объясняет смысл своих действий, когда зовет четыре враждебных племени к себе в дом, а не говорит: «Вырастешь и узнаешь».
И даже когда дочь по наивности приводит врагов в святая святых — к драконьему камню, что приводит к катастрофе вселенского масштаба, отец не упрекает Райю, а жертвует собой для ее спасения.
Такие отношения не характерны для диснеевских мультиков. Можно вспомнить отца Мулан, который хотел, чтобы дочь «принесла почет семье», то есть попросту удачно вышла замуж. Или папу Мериды, который во всем выступал на стороне матери, лишь бы его оставили в покое и дали повспоминать о славных боевых подвигах.
У подхода Бенджи есть и научное подкрепление.
Например, согласно исследованиям, вовлеченность отца в воспитание дочери положительно влияет на ее самооценку и удовлетворенность жизнью во взрослом возрасте.
Интересно, что такое влияние взаимно: отцы, которые воспитывают дочерей, постепенно отказываются от гендерных стереотипов. Именно память о времени с отцом помогает Райе в одной из главных сцен, когда ей нужно открыть ворота и в одиночку сразиться против армии врага.
У Райи и ее отца есть две антагонистки из соседнего королевства Клыка: принцесса Намаари и ее мать Вирана. Королева с детства учила дочь: нельзя надеяться на других, нужно думать только о благополучии своего народа. Обман, агрессия и эгоизм поощрялись, ведь все это ради общего блага (ну да, ну да). Кажется, что дочь навсегда усвоила эти истины. Вирана контролирует каждый шаг дочери, естественно, делая вид, что это необходимо для процветания королевства.
Но здесь есть интересный момент — в Намаари сохранилось детская вера в чудо, в нашем случае, в драконов. Во время сражения в воротах покинутого королевства с Райей, Намаари встречает дракона лицом к лицу и начинает понимать, что концепция мира «кругом враги» — результат желания матери удержать власть. До восстания против родительского гнета еще далеко, но это, пожалуй, переломный момент всего мультфильма.
Чем плохи такие отношения с точки зрения науки?
Властные родители стремятся контролировать детей и переносить на них свои нереализованные амбиции, при этом игнорируя желания самого ребенка.
Это приводит к ухудшению критического мышления у детей, состоянию тревоги и подавленности.
Неслучайно в исследовании, которое длилось 70 лет, одним из главных факторов успешности ребенка в будущем ученые назвали умение родителей слушать своих детей.
Кроме главных сюжетных линий в мультфильме есть еще множество отсылок к родительству. Достичь этого удалось благодаря умному ходу сценаристов. Спросите любого тоддлера: о чем он мечтает? Вырасти, стать большим, чтобы родители не мешали. Создатели нового мультика поставили эксперимент: что будет с детьми, если родители вдруг исчезнут? Не навсегда, конечно.
Кто-то, как маленький Боун, организует на фамильной лодке первоклассный ресторан и поможет главным героям справиться с испытаниями. А кто-то, как девочка-младенец, пойдет по скользкой дорожке и сколотит банду грабителей вместе с необычными обезьянами. Конечно же, потом перейдя на светлую сторону.
Истолковать этот посыл можно так — если дать детям немного свободы, то ничего ужасного не произойдет. Конечно, для этого не обязательно превращаться в каменные глыбы. Можно просто позволить им самим выбрать, во что одеться на прогулку или позволить подурачиться, пропустив «развивашки».
Наука и тут на стороне мультфильма.
Исследования показывают, что развитие навыков самостоятельности дает ребенку чувство собственной эффективности («Я могу сделать это сам»), повышает самооценку, помогает лучше учиться.
И последняя деталь, которая нам показалось интересной — отношения драконов. Несмотря на безмерное людское почтение и статус богов, оказалось, что у драконов все, как у людей. Кто-то преуспел в магии больше, а кто-то, как одна из главных героинь Сису, постоянно попадает в неловкие ситуации и вообще не прочь порассуждать на отвлеченные темы вместо того, чтобы дарить людям дождик и все такое.
Тем не менее, братья и сестры не упрекают и не ссорятся с Сису, а вместо этого именно ей доверяют закончить создание драконьего камня и избавить мир от ужасных монстров друунов. Правда, как перенести такую умиротворяющую философию на маленьких братьев и сестер в реальной жизни, мы пока не придумали.
Слушайте наш подкаст