Возрастная педагогика в фольклорном ансамбле. Звучит, как название диплома, но нет, это просто мои заметки, о том, что мне помогает на занятиях.
Возрастная педагогика в фольклорном ансамбле. Звучит, как название диплома, но нет, это просто мои заметки, о том, что мне помогает на занятиях.
Я занимаюсь с детьми разных возрастов, и могу сказать, что обычно самые сложные группы — это ребята с 11 до 14 лет.
Почему?
Тут много причин.
Сразу скажу, что я занимаюсь фольклором и традиционными инструментами, и тут есть свои особенности. И плюсы, и минусы.
Плюсы в том, что нам не надо сидеть за партами, выполнять обязательные тесты и контрольные, я могу всегда придумать игру на те задачи, которые мы решаем, у меня довольно большой набор задач для смены деятельности.
Минусы — никакой внешней мотивации им ходить на занятия фольклором чаще всего нет. И скорее всего, нигде кроме ансамбля, они свои умения применить не смогут.
А ещё, если у них начинаются какие-то проблемы в школе, наши занятия пролетают первыми, так как необязательны. Ну и раньше бывало, что ребят наказывали, не пуская на занятия в ансамбль… Ну а так, больше минусов не вижу.
Итак, вот у меня группа — мальчики и девочки 9-12 лет.
Мои задачи:
Выучить новую песню, поработать над двухголосием, поплясать и повторить разные, уже сделанные номера.
Проблемы:
Мальчикам хочется все время общаться друг с дружкой. Шутить, шептать хохмы и друг друга задирать. Девочкам хочется смеяться над шутками мальчиков и чтобы они смеялись над их шутками.
Все вместе они играют в чудесную игру «встать с мальчиком/девочкой хуже смерти, все сразу подумают что он/она мне нравится. Лучше умереть»
При этом общаться они хотят, девочки точно, да и мальчики не против, но признать это сейчас им просто невозможно.
При этом, у мальчиков возраст, когда им просто необходимо выражать себя — дурачиться, обращать на себя внимание, шутить, уместно или не очень, показывать цирковые номера, спорить — ярко проявлять себя.
И да, дети у нас разные по уровню — некоторые ходят первый год и еще ничего не умеют, а некоторые шестой.
И поскольку я часто размышляю, что мне со этим всем делать, решила собрать все свои мысли и приемы в одном месте. Вдруг еще кому-то пригодится.
Ну и конечно, признаюсь, что я не всегда хорошо с этим справляюсь. Бывают дни, когда не помогает ничего.
И признать, что не ты худший педагог года, а день такой, это не оправдание, а мудрость, пришедшая с опытом.
Что мне помогает в такой ситуации.
1. Фокусироваться на тех, у кого получается. Если все балуются, я оглядываюсь по сторонам и нахожу того, кто старается и хоть что-то делает, и отмечаю его. Обычно это сразу срабатывает, и другие начинают стараться. Их я тоже сразу отмечаю. И уже потом подбадриваю и помогаю оставшимся.
2. Темп урока. Иногда мне кажется, что я могу трактат написать на тему важности темпа ведения урока. Если внимание рассеивается, надо ускорить смену деятельности и быстроту реагирования, если внимательны, то наоборот, замедлиться и углубиться в качество. Нет тут единого рецепта, к сожалению — всегда нужно смотреть на группу и ориентироваться на ее состояние.
3. Не играю в игры «если ученик плохо себя ведёт, я на него обижусь и не буду ставить на запевы или какие-то ответственные роли». Почему? Как раз потому, что это возраст, когда им необходимо выпендриваться и самоутверждаться, (особенно мальчикам) и поверьте, у них и так полно мест, где их наказывают за такое поведение отсутствием возможностей и внимания.
4. Смотрю в глаза. Они заигрываются и теряют контакт со мной. Без контакта бессмысленно пытаться что-то им донести. Сначала привлечь внимание, потом контакт глазами, потом слова. Обычно это помогает разрешить ситуацию, когда они увлекаются и не могут остановиться.
5. Не говорить того, чего я не могла бы сказать взрослому в глаза. При этом, я им спокойно могу сказать, что я злюсь и сержусь, что они меня раздражают или даже бесят. Но вот издевательства, поучения и «пристройка сверху», на мой взгляд непозволительны.
* «пристройка сверху» — это рассуждения с позиции «я педагог, а ты никто, и мне всё должен»
6. Иметь план урока. Вроде бы ясно, но иногда он бывает слишком расплывчатый. Чаще всего ребята хорошо собираются в рабочее состояние на новом материале. Поэтому после распевки/разминки начать с него, а потом уже повторять старое.
7. Идея наказывать за поведение тем, что ученику надо сделать что-то одному— спеть или выйти плясать, не очень хорошая. Почему? Потому что потом трудно перебороть это ощущение, что раз ты вышел один, значит в чем-то провинился. В подростковом возрасте это аукнется. Лучше наоборот, сдвинуть фокус так, что запевает и пляшет один тот, кто лучше всего занимался и у кого получается. Или уж если ставить одного плясать, смягчить тоном, взглядом это задание, чтобы все равно это не казалось наказанием.
8. Если все совсем разошлись, значит, время остановить занятие и сесть поговорить. Но фокус в том, чтобы выслушать их, а не прочитать им мораль. Им всегда есть что сказать, и возможно, этот разговор принесёт много удивительных открытий. Только важно его правильно организовать.
1. Четко сформулировать вопрос на который хочешь услышать ответ.
2. Ограничить время на ответ - например, минута(хорошо помогают в этом песочные часы).
3. Выбрать предмет, который находится у говорящего. Остальные молчат. Когда у них будут часы в руках - выскажутся. Правило не касается педагога — он может помогать сформулировать или задавать дополнительные вопросы.
4. Решить, как передавать предмет: по кругу либо кому хочется, либо педагог сам выбирает, кому следующему отдать.
9. Четко обозначить границы и поддерживать их. Проговаривая вслух. Например, опасная для здоровья ситуация. Или мат. Или прямое оскорбление друг друга, или неуважительное отношение мальчиков к девочкам, или наоборот. Если такое происходит, то урок останавливается и это максимально четко проговаривается открытым текстом. «Делать больно друг другу ( ругаться матом, обижать) на наших занятиях нельзя. Это правило.» А вот дальше смотреть по ситуации — если начинаются разговоры, что «он первый начал» и тому подобное, то либо останавливать занятие и садиться говорить, либо, если чувствуешь что тема не такая острая, сказать «прости, сейчас нет времени в этом разбираться, правило такое, и оно для всех.»
10. А ещё хорошо понимать, что часто всякими шутками и выпендрёжем ребята скрывают страх,что у них что-то не получится, и не хотят пробовать. Легче же подурачиться и всех насмешить, чем попробовать сделать, что нужно, и показать, что у тебя не получается. «Вдруг все будут смеяться? Пусть уж сразу их рассмешу!» Что в этом случае помогает? Проговорить, что мы все учимся и когда сразу не получается, это абсолютно нормально. Спокойно просить повторить несколько раз, чтобы получилось. Замотивировать какой-то игрой — делать упражнения в ритме по очереди, чтобы не было времени размышлять, ввести штраф за проигрыш, например, отжимания.
11. Пользоваться чтением моралей очень аккуратно. В этом возрасте они очень плохо действуют — им их везде читают и воспитывают, и у них вырабатывается иммунитет. К тому же, обычно они и так к этому возрасту знают, как себя правильно надо вести, и если не ведут, значит, не могут. Или им нужно место, где можно почувствовать себя более свободно.
12. Брать измором. Если совсем разыгрались, делать одно и тоже много раз подряд, пока не сделают нормально. Не вступают вместе? Останавливать и начинать заново, забыли слова, останавливать и начинать заново. Пошутил во время пения? Останавливать и начинать заново. Обычно к 4 разу это всем надоедает и ребята начинают сами организовываться. Правда, если они устали, это уже может не сработать.
13. Ну и последний способ — наехать на них. То есть прямо и резко высказать, что думаешь, отправить нарушителей раньше домой, снять с ответственных ролей и любым другим способом показать, что все серьезно. Хорошо действует этот способ, если применяется редко. От частого использования теряет свою силу и перестаёт работать.
А ещё мне всегда помогает внимание. Я на занятии стараюсь успевать замечать все — и у кого что получается, и кто что делает, и кто кому чего сказал. Не всегда нужно реагировать, но знать, что происходит на занятии, обязательно. Потому что тогда в любой ситуации ты уже в курсе того, что происходит, и можешь остаться лидером. А лидер — это тот, кто знает, что делать, а вовсе не тот, кто может рассмешить всех.
В детстве я папу все просила научить меня быть лидером и была уверена, что лидер — это тот, кто всех веселит и влюбляет в себя. А папа меня убеждал, что лидер — в первую очередь тот, кто имеет план действий, уверен в них и уж только потом харизма. В детстве я не соглашалась и спорила с ним, а сейчас знаю, что это работает. Можно быть харизматичным человеком, но не лидером, а можно быть лидером, но не харизматичным. Ну и если есть и то, и другое, то вообще прекрасно. Но знать, куда идти — важнее.
А ещё педагогика — это ведь так интересно. Я вообще не понимаю, кто придумал, что в педагоги идут те люди, которые в других местах не состоялись. Что за губительная идея? Потому что столько интересных задач, возможностей для реализации, общения, выстраивания отношений между людьми, по-моему, нет ни в какой другой профессии.
А напишите, что вам помогает? Какие у вас приемы на занятиях есть?
Автор: Юлия Громова, мама девочек и педагог, руководитель фольклорного ансамбля "На огородной слободе"
Фотография: Vitolda Klein, Unsplash