СДВГ и буллинг

СДВГ и буллинг - слайд

© Nicolas HIPPERT Unsplash

Дети с СДВГ — лучшая мишень для буллинга...

Анна Качан-Юрина, мама девочки с СДВГ, продолжает рассказывать о жизни своей семьи. О том, с какими проблемами и сложностями им пришлось столкнуться из-за диагноза дочери. Другие тексты Анны по теме можно почитать здесь.

Этого и следовало ожидать. Дети с СДВГ — лучшая мишень для буллинга. Они не такие, как другие дети. Они могут ходить по классу во время урока, перебивать учителя и даже петь песни.

А могут, как моя третьеклассница, каждое утро опаздывать в школу. Потому что с вечера куча дел важнее сна. А с утра истерика, что не выспалась и вставать не охота. Дневник пестрит красной пастой, учительница постоянно на связи, а я сама, как беспомощный младенец, изобретаю каждый день новые способы поднять дочь с утра без истерик.

Из-за позднего подъема и опозданий дочь по утрам не завтракает.  А в школе кормят после третьего урока. И кушать хочется, поэтому таскает с собой в школу батончики, бутерброды, а один раз даже самостоятельно испеченную пиццу. Именно она и доконала учительницу. Оказывается, на переменах, и тем более на уроках, есть нельзя. Для этого нужно встать пораньше и позавтракать дома. В общем, замкнутый круг. При этом, другим детям совсем не по приколу, что они должны рано вставать и терпеть до завтрака, в то время как одной особенной девочке можно почти все.

В классе нарастало недовольство. Были периодические стычки с одноклассниками. Я об этом — ни сном, ни духом. С дочерью контакт есть, она в принципе от меня мало что скрывает. В классе у нее есть подруги, во всяких неблагопристойных делах замечают обычно парней (я это в чате родительском вижу), значит, все идет по плану.

Вернее шло. Пока в один прекрасный (зачеркнуто) день мне не позвонила классная руководительница Ярославы.

– А Ярослава уже дома?

— Да.

— Она вам ничего не рассказывала?

— Неееет….

Конфликт, который длился не первый день, достиг своей финальной точки. Обнаружив в школьной раздевалке, что ее шапка валяется на полу, а аппликация в форме сердечка оторвана, дочь не на шутку разозлилась. Она сразу вычислила, чьих это рук дело. Не зря же сегодня мальчишки не выпускали ее после физкультуры из раздевалки, так что ей пришлось с ними подраться. Очевидно же, что это месть.

В ее голове родился «гениальный» план.

Раз он испортил мою вещь, я испорчу его.

И канцелярским ножиком.

В трех местах.

Порезала зимнюю куртку обидчика и штаны.

И довольная ушла с подругой домой.

Фотодоказательства были высланы мне в мессенджер.

Учительница впервые рассказала, что против Ярославы ополчились некоторые ребята в классе. Пока конфликты не выходили за рамки, справлялась своими силами. Ну как справлялась, проводила беседы. А что с ними еще сделаешь? Теперь же конфликт идет по пути: за кем последним останется слово. До этого были драки, обзывательства, разбросанные вещи и даже испачканное пальто дочкиной подруги, за химчистку которого пришлось скинуться родителям двух мальчиков из класса. Теперь вот это.

Дочь долго не отпиралась. Да и на лице у нее было написано торжество. Пока она не узнала, что за одежду теперь платить придется мне. А одежда зимняя. Родительница сказала, что дорогая.

В моменте я вела себя, как скала. Спокойно разговаривала с учительницей, выясняла подробности. Мирно беседовала с дочерью (хвала антидепрессантам). И только моя внимательная девочка спросила: "Мама, почему у тебя дрожат руки?" Так прорывалось мое напряжение.

За ремонт костюма пришлось заплатить. Это вышло дешевле, чем покупать новый. Повезло, я считаю. И еще мне очень повезло с окружающими. Впервые обратила на это внимание.

Во-первых, учительница. Постоянно заступается за Ярославу там, где нужно. Например, парням, которые не выпускали ее из раздевалки в качестве наказания, сказала, что не им решать, кого и как наказывать. Она умеет находить правильные слова для Ярославы, чтобы объяснить ее поведение, и не забывает отмечать ее успехи. Например, когда она 3 раза подряд не опоздала на урок.

Во-вторых, родители одноклассника, которому дочь испортила одежду. У меня прямо под ложечкой сосало, когда я набирала его маму. И зря. Мама сразу обозначила: то, чем занимался в классе ее сын и его друзья — это буллинг. И такое нужно пресекать сразу, чтобы не зашло дальше. Ни слова обвинения в мою сторону. Впрочем, я, понятно дело, сразу признала вину дочери и пообещала компенсировать испорченные вещи. На следующий день дети помирились и даже вроде подружились.

В-третьих, мое отдельное восхищение школьным психологом. Я до последнего откладывала рекомендованный визит к ней. Потому что в прошлом году была некомпетентная специалистка, которая намекала, что у моей дочери, возможно, шизофрения. В этом году пришла новая психологиня. Но какая бы она ни была расчудесная, ни один психолог не даст мне в руки инструменты по управлению ребенком с СДВГ. Но замдиректора настаивала, а мне после истории с порезанной одеждой пришлось уступить.

Наш разговор начался так:

— Почему вы захотели со мной встретиться?

— Я не захотела, меня заставили (с улыбкой).

— Вот как. А кто и почему?

Я объяснила вкратце ситуацию. Она согласилась со мной, что психолог при психиатрических диагнозах навряд ли поможет ребенку. Но при этом:

— Раз уж вы ко мне пришли, давайте поговорим о вас.

И мы 40 минут общались. Про дочь, про ее поведение, про мою депрессию, про нехватку стабильности и финансов. Про теорию привязанности. Да, — сказала она, — на детях с особенностями это не работает.  Я в очередной раз выдохнула. Потому что глубоко внутри меня так и живет червячок вины за то, что я мать-неудачница, которая не может нормально воспитать дочь.

А потом… Мне до сих пор не верится: я привыкла полагаться только на себя. Она сказала:

— К сожалению, я не могу помочь вам с дочерью. Зато я могу помочь вам. Раз наш бюджет позволяет школе содержать психолога, приходите ко мне в любое время, как почувствуете, что вы уже близки к срыву.

Ей пришлось повторить это 3 раза, прежде чем до меня дошло. Что наконец-то у меня есть путь к отступлению. Ни через общение в интернете, ни через измотанную внучкой бабушку, а через живую женщину, которая готова выслушать меня и поддержать. Просто так. Ну, в смысле, за счет школы.

И когда я вышла от нее после встречи.

Я посмотрела на небо.

Вдохнула воздух всей грудью и улыбнулась.

Потому что не все потеряно с этим миром и этими людьми. Они дают мне надежду, что все будет хорошо.

Автор: Анна Качан-Юрина

Фотография: Nicolas HIPPERT Unsplash

Материалы по теме
->