Полезная информация для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — заболевание, которое больнее всего бьет по семьям, где есть младшие школьники. Детям с СДВГ очень трудно учиться, они часто впадают в истерику и демонстрируют оппозиционное поведение. И родители, которые хотят помочь детям преодолеть трудности, ищут информацию у врачей и специалистов.
Международная организация «Импульс», помогающая семьям, воспитывающим детей с СДВГ, пригласила Елисея Осина прочесть лекцию о том, как синдром влияет на повседневную жизнь. Анонс лекции появился в телеграм-канале @childpsychiatry. И хотя сама лекция прошла уже давно, редакция Chips Journal расшифровала часть вебинара, посвященную организации школьной домашней работы для детей с гиперактивностью.
В первой части врач объясняет, что влияет на способность детей справляться с заданием, а после рассказывает, что нужно делать родителям, чтобы все проходило легче и лучше.
Опытные врачи и психиатры, сталкиваясь с проблемами детей с СДВГ, раньше говорили: «Это органика». Но это не давало объяснения тому, что в данный момент происходит с человеком. Почему уроки для ребенка сложны, а Лего — нет. Почему он плачет и тут же смеется. Почему ему страшно, когда он оказывается в группе других детей. Эти термины не помогали объяснять сложные вещи и от терминов медики уже отошли. Есть схемы, которые лучше объясняют поведение детей с СДВГ.
Делать домашние задания — это поведение человека. Не делать домашнее задание — тоже поведение. Прогуливать школу, кричать и плакать над заданием — это тоже поведение. Поведение формируется по очень понятным законам, которые хорошо описаны и известны. Они касаются всех.
Поведение человека формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. И у каждого поведения есть функция. Получение желаемого или избегание нежелательного.Поведение человека формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. И у каждого поведения есть функция. Получение желаемого или избегание нежелательного.
Пример: ученик поднял руку, учитель улыбнулся и спросил его. Ученик понял поощрение и готов повторить правильное поведение, потому что поощрение — крайне важный мотивационный фактор поведения. Поощрением может выступать все, что угодно, приятное и нужное ребенку.
Другой внешний фактор, который может влиять на ребенка, — это наказания. Последствия, которые возникают сразу после того, как ребенок что-то сделал. Наказания прекращают нежелательное поведение. Но есть проблема: наказание только останавливает нежелательное поведение. Оно не может ничему научить.
Поощрение — это то, после чего нужное поведение повторяется снова и снова. Для кого-то оценка — это поощрение, а для кого-то нет. Что является поощрением и наказанием для конкретного человека — нужно искать всегда, люди все разные.
Наказания сами по себе не подсказывают, как делать что-либо правильно.
Наказания часто не приносят эффекта. И родители их усиливают. Но наказания делают отношения детей и родителей хуже. Если наказания не работают, родителям надо просто остановиться, а не наращивать их мощь. Иначе эскалация конфликта может зайти далеко.
Положительные последствия — учат правильному поведению. Есть важная закономерность: то, что дети делали за поощрение — в какой-то момент становится их внутренней потребностью. Поощрение положительно влияют на отношения: детям нравится быть хорошими. Поощрения усиливают поведение, а наказание — ослабляют поведение.
Для разных детей по-разному подбирается наказание и поощрение.
У детей с СДВГ — постоянный фактор, который присутствует внутри ребенка и постоянно влияет на его поведение. СДВГ не видно глазу, но дети не делают так, как нужно. Это нужно обязательно учитывать при подборе мотивации и поощрения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство исполнительных функций. Между этими понятиями можно поставить знак равенства.
Исполнительные функции помогают начать делать домашние задания, продолжать, заканчивать и получать награду. У детей с СДВГ дефицит исполнительных функций мешает делать домашние задания: отвлекся на неважные дела, забыл, что делал.
Дети с СДВГ живут текущим моментом. Завтра пятерка — не аргумент. И дети с СДВГ часто не мотивируются оценками. Больше всего в жизни наличие СДВГ мешает именно выполнению домашних заданий и дел, которые надо планировать. В каникулы-то все становится значительно проще.
Важный вопрос, который родители детей с СДВГ должны себе задать, это когда именно ребенок получает награду за выполнение домашнего задания. Награда, которую обещают, будет еще нескоро (например, через несколько дней или на следующий день), а сидеть над домашним заданием надо сейчас. Дети с СДВГ этого не хотят. Они не могут:
Для детей с СДВГ домашние задания сами по себе становятся наказанием, дети активно их начинают не хотеть, избегать. Именно поэтому они кричат, плачут, откладывают на потом. Родителям это оппозиционное поведение кажется безосновательным. Но это не так.
Начинается взаимодействие с инструкции (сделай домашнее задание, погуляй с собакой). Дети с оппозиционным поведением чаще говорят «нет»: либо вслух, либо молчат, как будто не услышал. Что делает родитель, если ребенок игнорирует задание родителя? Повторяет инструкцию, для того, чтобы ребенок послушался. А ребенок опять не слушается. Что делает взрослый? Повторяет 3-й раз. Повтор может быть до 5-10 раз.
Если повторы не увенчались успехом, в ход идут угрозы: «Если ты сейчас не уберешься, я выкину игрушки. Если не оденешься — сам одену тебя». Задача угроз, чтобы ребенок послушался. Иногда угрозы работают, но не всегда.
Главное, что нужно знать, — организовывать процесс работы ребенка над домашними заданиями должны родители. И не потому что ребенок «избалованный», а потому что ребенок НЕ МОЖЕТ этого сделать. Это не вопрос «справедливости», а вопрос проблем поведения. О мотивации ребенка тоже должны думать родители. В этом есть биологические причины. И воспринимать это нужно именно так.
Всегда должна быть возможность получить награду в течение дня. Хоть маленький, но результат здесь и сейчас.
К поощрению приложить наказание. Вводить наказания можно только, когда система поощрений отлажена. Как только ребенок заработает первое наказание, он потеряет интерес к системе. Поощрения должны быть без наказаний.
Не нужно ставить больших задач сразу. Лучше много маленьких задач, чем одна гигантская.