Антитела, прививки и меры предосторожности
В соцсетях после объявления новых ограничительных мер случился бум постов о прививках от коронавируса, их эффективности и святой вере переболевших в антитела. Педиатр Федор Катасонов написал пост с разбором ситуации и тот быстро стал вирусным.
«Ситуация ухудшилась взрывным ростом. Могу предполагать, что в Москву просочился новый штамм, который обходит полученные за год защиты», — пишет Катасонов. Только в его личном окружении за полторы недели ковидом заболели шестеро людей, вакцинированных «Спутником V» или переболевших ранее. Растет и официальная статистика заболевших — более 14 тысяч человек в сутки по стране, из них половина — в Москве.
«Беспечность, которую мы приобрели за относительно светлый промежуток, полезно осознать, чтобы от нее избавиться, — считает Катасонов. — Я слышу даже от довольно образованных людей, что они наплевательски относятся к мерам, потому что привились или потому что у них есть антитела. Как видно, это далеко не всегда работает, особенно с новыми штаммами».
Катасонов привит «Спутником V» и «Пфайзером», и в посте собрал свои мысли о каждой из них. Правда, в части о «Спутнике» пришлось оставить ремарку: «Поскольку достоверных научных данных об этой вакцине до сих пор нет, ко всем этим пунктам прошу в уме добавлять „судя по всему“».
Федор отметил, что «Спутник» эффективно вызывает выработку антител и бережет от тяжелых форм ковида и госпитализаций: «По крайней мере, сообщений о достоверной связи Спутника с тяжелыми последствиями не было».
Еще один плюс вакцины — разрешена кормящим матерям (при этом запрещена детям 18 лет и беременным). При этом Спутник хуже справляется с вновь возникшими высокозаразными штаммами.
«Я принял для себя личное решение, что несмотря на отсутствие объективных данных, я Спутником привьюсь», — говорит Катасонов. После обеих доз вакцины у него поднималась температура.
После этого Федор дважды проходил тестирование — на наличие иммунного ответа (полуколичественный тест на антитела (IgG) к S-белку (спайковому) и количественный тест на антитела (IgG) к S-белку (спайковому), который позволяет оценивать количество антител и отслеживать таким образом динамику. Оба показали наличие и довольно высокий уровень антител.
После вакцинации Спутником зимой, весной Федор ревакцинировался «Пфайзером» в Израиле. Реакцией стала только небольшая боль в дельтовидной мышце.
Главное преимущество «Пфайзера» перед «Спутником V» — более высокая эффективность как в предотвращении болезни, так и в предотвращении тяжелых форм и госпитализаций. Более высокая эффективность в отношении новых штаммов.
«Пфайзер не вызывает реакции на вирусы-векторы, потому что их там нет. По этой же причине им можно прививаться потенциально многократно. Спутник — вероятно, вакцина одноразовая, то есть в качестве ревакцинации может уже не сработать. Это еще предстоит изучить», — пишет он в посте. Существенный плюс «Пфайзера» в том, что вакцинироваться можно детям с 12 лет, а также кормящим и беременным.
Также важно отметить, что массовая иммунизация «Пфайзером» позволила остановить эпидемию в Израиле: там отменены маски везде, кроме школ, начинает работу туристическая отрасль. Привитым «Пфайзером» людям можно путешествовать, так как вакцина признана в мире.
Пока люди уверены, что наличие антител спасет их от повторного заражения, эпидемия не остановится, считает Федор. Он предлагает не ориентироваться на наличие антител для решения вопроса о вакцинации.
«Вакцинироваться надо в положенные сроки после болезни (четыре-шесть месяцев) или в любое время, если болезнь прошла субклинически — то есть так, что вы и сами не заметили, как перенесли. Динамика результатов тестов на антитела к вакцинации отношения не имеет», — пишет Катасонов.
Также наличие антител после вакцинации не означает, что вы защищены и можете ослабить защитные меры. «В наших условиях уровень защитных мер должен диктоваться эпидситуацией, то есть количеством заболевших, а не наличием антител», — пишет он.
«Привившись этими двумя вакцинами, я считаю, что сделал все возможное для своей защиты на сегодня, — подводит итог Катасонов. — Однако даже находясь под защитой двух вакцин, я не считаю себя неуязвимым для коронавируса. И очень хочу, чтобы вы не считали, что прививка Спутником открывает вам свободу не думать о своей инфекционной безопасности».
В посте доктор называет прививочную кампанию в России проваленной. В комментариях пишут, что вину за это стоит возлагать на закрытие русского рынка от иностранных вакцин: «Мне кажется, процент вакцинированных можно увеличить хоть какой-то иллюзией выбора. Человеку важно делать выбор, обладая той или иной информацией, теми или иными опциями. К сожалению, закрыв приход на российский рынок для Pfizer и Moderna, закрыли и выбор. Выбирать нужно чем вакцинироваться, а не вакцинироваться или нет», — пишут в комментариях.
Татьяна Катасонова возражает: «Живу в Латвии и слышу ту же демагогию: дайте нам Спутник и вот тогда мы будем прививаться. При том, что есть Пфайзер и Модерна. Ну и Астразенека и Янсен. Я уверена, что сильно бы приход еще одной вакцины не повлиял».
«Надо сделать явным, что НеВакцинация — это тоже выбор. Петрановская хорошо подсветила этот момент, что вакцинация — это активное действие, это решение и если что-то потом пойдет не так, то психологически ответственность на тебе. А не вакцинация — это вроде бы и не выбор, ты же ничего активно не делаешь, и ответственность вроде как не на тебе», — добавил Матвей Софьин.
В комментариях к посту предполагают, что к началу учебного года начнут прививать еще и школьников. Катасонов отвечает, что с соответствующим научным обоснованием это вполне возможно.
Объединенная редакция Chips Journal и «Нет, это нормально», кстати, свои прививки уже сделала — вот материал, в котором мы делимся своим опытом вакцинации.
Что нужно знать о прививках от коронавируса беременным и кормящим, читайте здесь.