Во время занятий дети не стояли, а сидели на полу и рисовали. Это возмутило охранников и смотрительниц музея.
К директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой обратилась пользовательница социальной сети «Фейсбук» Екатерина Щербакова и в открытом письме попросила обратить внимание на ситуацию, с которой она и ее ребенок столкнулись в здании музея. Она написала:
«Вчера мы были с ребенком в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Когда вышли к работам Сурикова, увидели спокойно сидящих на банкетках и на полу детей, увлеченно рисовавших в альбомах. Наш ребенок решил присоединиться к ним (альбом и карандаши он взял с собой).
Минут через 5-10 прекрасная атмосфера любительского творчества в зале сменилась на «режимную»: в зал вошли две недовольные сотрудницы музея, вызванные смотрителем, и попросили родителей «прекратить этот беспорядок». Одна из сотрудниц заявила мне, что посещение галереи должно быть «цивилизованным, а не таким вот как ЭТО ВОТ», указывая на детей. Минут через пять пришел охранник, и нам удалось записать небольшую сцену. К слову, правила посещения не запрещают детям рисовать в своих альбомах в галерее.
На сайте Третьяковки есть раздел, посвященный концепции развития музея. В этой концепции есть замечательные и очень важные слова: «вдохновение», «ориентация на посетителей», «гостеприимство», «профессионализм» («...все подразделения соответствуют самым высоким стандартам профессионализма, коммуникации...», «Мы стремимся к тому, чтобы у людей, живущих и работающих в Москве, возникло ощущение сопричастности к коллекции», «Вовлечение посетителей — важный аспект в создании культуры гостеприимства»).
Дети и родители столкнулись вчера с суровыми лицами смотрителей и с необоснованными претензиями сотрудников галереи. Считаете ли Вы, что такое отношение к посетителям соответствует вышеуказанным ценностям? Пока сознание Ваших сотрудников обременено ненужными ограничениями, планы развития музея так и останутся только на словах».
К тексту сообщения прилагается видеозапись, на которой видно, как представитель охраны музея отчитывает присутствующих на повышенных тонах.
Во многих музеях мира дети приходят на лекции и практические занятия в музеи. Рисуют, слушают экскурсовода, сидя на полу, в свободной позе. Главное, чему дети учатся на таких занятиях: искусство — это интересно, в музее может быть комфортно. И если дети не мешают присутствующим, не кричат и не бегают, им не обязательно стоять по стойке смирно всю экскурсию.
Ответа на обращение со стороны дирекции музея на момент выхода публикации еще не было.