© Лиза Стрельцова
Все начинается с семьи
Очередное исследование на тему музыкального обучения было опубликовано в журнале Psychological Science. Шведские специалисты изучали, влияют ли занятия музыкой в раннем возрасте на дальнейшие успехи человека в сфере музыки, и обнаружили одну важную вещь для становления будущего музыканта.
«Многие замечают, что большинство успешных музыкантов начинали свое музыкальное образование в раннем возрасте, — сказала Лаура Весселдейк, исследовательница из Каролинского института в Швеции. — Еще часто упоминается, что, возможно, существует некий временной промежуток в детском возрасте, в течение которого мозг ребенка наиболее восприимчив к музыкальному обучению».
Весселдейк и ее коллеги решили подтвердить или опровергнуть это мнение. Ученые пригласили 310 шведских музыкантов и изучили их бэкграунд, способности и музыкальную карьеру. Также исследователи проанализировали генетические данные 7786 близнецов-взрослых, чтобы понять, какую роль при этом играют условия в семье и гены.
Ученые пришли к выводу, что музыкальное образование в раннем детстве действительно серьезно улучшает музыкальные способности во взрослом возрасте — это касается и музыкантов-профессионалов, и любителей. Но все не так просто.
Во-первых, ученые предположили: это можно объяснить тем, что «музыкальные» люди просто накопили больше музыкального опыта, чем те, кто начал заниматься музыкой позже. Во-вторых, на ранний старт музыкального образования влияет семья.
Дело в том, что будущие музыканты часто происходят из семей, в которых кто-нибудь владеет игрой на инструменте. Факт происхождения из музыкальной семьи может быть связан как с генетическим фактором, так и с семейными традициями.
Многие успешные музыканты, сделавшие карьеру в оркестре, консерваториях или шоу-бизнесе, выросли в семьях с «музыкальной» атмосферой. Их родители и родственники либо играли на инструментах сами, либо всячески поощряли это занятие, постоянно пели, устраивали музыкальные вечера, посещали концерты и так далее. Дети в подражание взрослым с ранних лет интересовались музыкой и, соответственно, раньше начинали свое образование в этой области. Впоследствии семья всячески поддерживала этот интерес и стремления к занятию музыкой.
Лаура Весселдейк считает, что исследование пролило свет на все факторы успешного обучения музыке. Для нее самой эта тема очень важна, так как она и сама занимается музыкой.
Резюме: если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал выдающимся музыкантом, постарайтесь создать для него музыкальную среду дома. А если в вашей семье кто-то уже занимается музыкой, то шансы ребенка развить свой талант многократно увеличиваются.
НЭН-курс