Многие считают, что учителя должны быть для детей моральным компасом и отказывают им в простых человеческих радостях
5 октября в России празднуют День учителя — это ежегодный праздник, когда педагоги получают от родкома дежурный букет и коробку конфет и дальше возвращаются к своей непростой работе. И хотя учителя — не единственные люди, которые по роду своей деятельности общаются с детьми, именно их моральный облик беспокоит широкую общественность сильнее всего.
Поводом для написания этого материала стал твит пользовательницы с ником Scarlett_Fhómhair, в котором она поздравила всех с Днем учителя и напомнила, что «учитель — тоже человек» при помощи короткого ироничного видеоролика. Авторство видео нам отследить, увы, не удалось, однако оно бродит по интернету уже год и очень наглядно показывает, какое давление оказывает общество на образ учителя.
Это забавное видео появилось не на пустом месте — возможно, вы замечали, что периодически в Сети разгораются скандалы на тему того, что очередная учительница посмела выложить в своих соцсетях личное фото в купальнике, а общественность начинает ее оглушительно осуждать и обвинять едва ли не в распространении порнографии.
Первая акция «Учителя тоже люди» состоялась в Рунете в 2018 году — тогда учителя и пользователи Сети вступились за Викторию Попову, учительницу истории из Омска. Виктории пришлось уволиться из школы, после того, как в интернет попали ее фотографии в закрытом купальнике для местного модельного агентства. После того, как скандал вышел за пределы школы, другие учителя поддержали Викторию, выкладывая в Сеть свои фото в купальниках или за любимым занятием с хэштегом #УчителяТожеЛюди.
Акция (и скандал вокруг учительницы в купальнике — правда уже другой) повторилась и в 2019 году и снова вызвала большой резонанс среди педагогов, а интернет-сообщество вновь пустилось в рассуждения о том, имеет ли учитель право на личную жизнь и купальный костюм. Но вернемся к твиту, с которого все началось.
Пост в Твиттере набрал более 11 тысяч лайков и чуть больше ста комментариев. Мнения были разные: от сравнения учительниц с «шалавами», которым следует оставлять личную жизнь личной, до вполне человеческих комментариев о том, что учителя тоже живые люди, которые имеют полное право на любую личную жизнь за пределами школы.
Многие пользователи Твиттера отметили, что качество и профессионализм педагога стоит оценивать по тому, как он ведет свой предмет и взаимодействует с учениками в классе, а не по тому, какой глубины у него вырез на фотографии из клуба.
Примечательно, что риторика многих «охотников на ведьм» среди педсостава основывается на «святости» образа учителя, который должен стать своим ученикам моральным компасом.
Однако это, кажется, очень опасная тропинка (особенно в контексте того, что со следующего учебного года учителям вменяют в обязанность не только учить, но и воспитывать детей).
Во-первых, сама идея назначать какого-то человека моральным идеалом и компасом нравственности (почему, кстати, учителя, а не родителя, который и прикрикнуть может, и сто грамм за обедом опрокинуть?) утопична и провальна. Она одновременно возлагает на этот «моральный идеал» неподъемную ответственность (которая не дает ему насладиться морем и солнцем в купальнике), и в то же время учит детей тому, что существуют в мире непререкаемые авторитеты, которые нельзя ставить под сомнение.
Во-вторых, когда мы превращаем человека в «идеал» и «компас», мы его расчеловечиваем. Как будто в школе детей окружают сплошь каменные идолы и тотемные столбы (кстати, некоторые учителя их и правда напоминают). При этом учителя действительно остаются людьми, которые устают, болеют, имеют свои собственные увлечения и предпочтения (а не поголовно питаются конфетами и букетами), радуются успехам своих учеников и о чем-то мечтают. И почему-то многим озабоченным родителям это до сих пор сложно принять.
Ну и в конце концов, существует множество других критериев, которые определяют профессионализм учителя: как он подает материал, как он общается с учениками, насколько справедлив и внимателен, как решает проблемы в классе, и насколько комфортно дети чувствуют себя в его присутствии. И если бы пришлось выбирать между «моральным идеалом», который последние 30 лет не вылезал из шерстяного юбочного костюма и за пределы образовательной программы, и молодой учительницей, которая любит путешествовать и находит время увлекаться чем-то еще кроме проверки тетрадей, то выбор, как будто бы, должен быть очевиден.
Слушайте наш подкаст