10 крутых лекций TED, которые должен послушать каждый родитель

10 крутых лекций TED, которые должен послушать каждый родитель - слайд

© TED

Всего 20 минут — и куча интересного!

Мы прослушали несколько десятков разных лекций на TED и выбрали самые интересные — о родительской усталости и вине, о жизни младенцев в утробе, о том, как живет отец-домохозяйка, о послеродовой депрессии и прочем актуальном. Послушайте, каждое выступление — это всего 20 минут! Перевод на русский тоже везде есть.

О том, как коварна идея «вырастить детей счастливыми»

Дженнифер Сеньор, редактор New York Magazine считает, что «вырастить детей счастливыми» — достаточно невротическая идея, повышающая не только планку идеального родительства, но и нашу тревожность. Это не значит, что не нужно стараться, но определённо стоит снизить ожидания и сосредоточиться не на идеальном образе, а на том, что происходит сейчас.

«Я думаю, счастье — это прекрасная цель для ребёнка. Но она иллюзорна. Счастье и уверенность в себе: учить детей этому не то же самое, что научить их, как вспахать поле или кататься на велосипеде. Для этого нет программы. Счастье и уверенность в себе могут быть побочным продуктом других вещей, но они не могут быть самоцелью. Счастье ребёнка — несправедливо возлагаемая на родителей ноша. Счастье — ещё более несправедливая ноша для самого ребёнка».

Есть подозрение, что ее мысли применимы и ко взрослым тоже!

О том, что матерями не рождаются, а становятся (часто это бывает непросто)

Репродуктивный психиатр Александра Сакс настаивает на том, что переход «из женщины в мать» — не фигура речи, а серьезный путь, на котором могут ждать сложности и открытия, приятные или не очень. Нет причин думать, что это легкий путь, однако и очень трудным его называть не нужно — мы подготовлены к этому генетически.

«Материнское созревание. Совсем не случайно этот термин созвучен с половым созреванием, характерным для подросткового периода. В обоих случаях в организме происходят физиологические и гормональные изменения, в результате чего наблюдается эмоциональная неустойчивость и переосмысление своего места в мире. Материнское созревание, как и подростковый период, не является болезнью, но поскольку этот термин не встречается в медицинской литературе, и врачи не разъясняют пациентам происходящих изменений, часто это состояние путают с более серьёзным расстройством: послеродовой депрессией».

О том, что дети узнают за время жизни в утробе

Энни Мерфи Пол, научный журналист, ссылаясь на последние исследования, утверждает, что дети никогда не рождаются «чистыми листами» — многое заложено в них изначально. И зависит это не только от хромосом, но и от того, как живет мама в период беременности. Что она есть, как спит, много ли волнуется, переживает ли стресс. Нет, дело здесь не в том, что наушники с музыкой, приложенные к животу, положительно влияют на развитие нервных клеток — это, судя по всему, как раз вторично.

«Ребенок получает ответы на вопросы, необходимые для выживания. Будет ли окружающий его мир изобилен или скуден? Будет ли он в безопасности и защищён, или ему будут сопутствовать постоянные угрозы? Проживет ли он долгую и плодотворную или краткую и сложную жизнь? Питание, и особенно уровень стресса беременной женщины предоставляют важные подсказки об условиях снаружи. Следующее из этого развитие мозга и других органов плода является частью огромной человеческой гибкости: наше умение процветать в разнообразной среде, на природе и в городе, в тундре и в пустыне. Похоже, что плод считывает информацию внутриутробной среды и физиологически подстраивается под нее. Он готовит себя к тому миру, который встретит его по другую сторону матки»

О том, насколько информация из предыдущего выступления научна

Продолжает тему Моше Шиф, ученый-эпигенетик (эта наука изучает, как изменяются гены в зависимости от внешних обстоятельств), — он объясняет, что именно происходит на клеточном уровне для того, чтобы ребенок рождался «подготовленным» к миру. Сложно поверить, но последние исследования подтверждают, что гены могут подстраиваться под обстоятельства. Питание мамы во время беременности, ее нервные реакции, общее состояние организма — все это переводится в биохимические сигналы, которые идут в ядро ДНК и программируют ее по-другому.

«Наша ДНК состоит из двух частей, двух информационных слоёв. Один из них — древний, изменявшийся на протяжении миллионов лет эволюции. У него фиксированная структура, плохо поддающаяся изменению. Второй информационный слой — эпигенетический. Он открыт и гибок, задаёт повествование, интерактивен. Он позволяет нам в значительной степени контролировать свою судьбу, изменять к лучшему судьбу наших детей и, надеюсь, справиться с болезнями и серьёзными проблемами со здоровьем, от которых долгое время страдает человечество».

О том, как перестать срываться на детей

Известный педагог, филолог и просто замечательный человек и друг всех родителей и детей Дима Зицер предлагает обратить внимание на то, что происходит с нами, когда мы недовольны нашими детьми — на уровне физических ощущений, и разорвать этот замкнутый круг.

«Я спрашиваю: „Что происходит за несколько секунд перед тем, как ты наносишь удар?“ И он довольно-таки быстро вспомнил и сообразил, что до этого он сжимает кулаки. Причём знаете, как сжимает? До белизны в костяшках, вот так, он показал мне. И поговорили мы с ним вот о чём. „Слушай, дружище, а может в тот момент, когда ты замечаешь, что у тебя сжаты кулаки, ты попробуешь их разжать?“ Я думаю, что вы сообразили, что произошло дальше. Дальше оказалось, что агрессии никакой нет. И дело совсем не в том, что разжатым кулаком трудно ударить. Дело в том, что в ту секунду, когда разжались кулаки, выяснилось, что на него никто не нападает, никто не претендует на его личность. Он есть, он заметен, всё в полном порядке. Если бы это произошло не со мной, я бы сказал, что это чудо. И раз за разом подтверждается, что вот эти самые телесные реакции первичны, что на самом деле то, что происходит с нами, чаще всего и тянет за собой весь вот этот кошмар».

О том, как дети видят то, чего не замечают взрослые

Городской проектировщик Мара Минцер заходит с неожиданной стороны и призывает привлечь детей к городскому планированию: ведь именно они — главные «пользователи» пространства. В то время как мы, взрослые, перемещаемся по городу от дома до работы и обратно, иногда гуляя по выходным в парках, дети считывают среду гораздо подробней и поэтому имеют полное право на нее влиять. А мы, взрослые, должны им давать эту возможность.

«От малышей мы узнали, что удовольствие от прогулок определяется тем, что можно найти по пути. Они научили нас снижать темп и создавать тропы, где сам путь так же важен, как и пункт назначения. Возможно, это потому, что они ближе к земле, и им лучше, чем нам, видно кузнечиков. Или просто их чувство сопереживания всему живому глубже нашего, но дети всегда включают других живых существ в свою идеальную картину мира. Дети демонстрируют принятие во всех его аспектах при планировании города. Они проектируют его для всех — от своей бабушки в инвалидной коляске до бездомной женщины, которую они видят в парке. Дети создают города для живых существ, а не для машин, репутаций или крупных корпораций. Последнее и, пожалуй, самое веское открытие, которое мы сделали, — это то, что город, удобный для ребёнка — это город, удобный для всех».

О том, как научить детей ценить деньги

Финансовый консультант Адам Кэролл делится открытием, которое он совершил, сыграв со своими тремя детьми в «Монополию» настоящими деньгами: оказалось, что люди, растущие в эпоху онлайн-валюты, взаимодействуют с ними совершенно иначе и не всегда понимают, сколько они тратят. Кэролл уверен, что для того чтобы научить детей взаимодействовать с деньгами, нужны обязательно банкноты и монеты.

«Как бы то ни было, деньги для юных — это нечто абстрактное, и когда мы размахиваем браслетом MagicBand или делаем отпечаток пальца на телефоне, всё это лишь усиливает их отрыв от реальности. Это готовый рецепт катастрофы в жизни финансово безграмотных людей, потому что дети с ранних лет видят, что деньги нескончаемы. У них нет этого понимания, пока не случится катастрофа. Я видел это своими глазами в работе со студентами университета — молодые люди занимали и тратили несметные суммы денег, не имея понятия об увеличении платежей, ухудшении качества жизни и проблемах, с которыми они столкнутся позже. В Великобритании и США студенческий долг — огромная проблема. И она растёт».

О том, каково это — быть отцом-домохозяйкой

В своем видеоблоге на Youtube Глен Генри рассказывает о жизни с детьми — об этом же и его выступление на Ted. Казалось бы, каждый родитель, сидящий дома с детьми, осознает, насколько это не похоже на курорт. Но при этом каждый раз, когда на эту тему высказывается кто-то еще, — это ощущается почти как незримая поддержка. Мы все вместе, в одной лодке, нет, мы не обнаглели и не «слишком многого хотим», мы все трудимся на сложной работе без выходных. Спасибо, Глен!

«Одной вещью, которую я недооценил больше всего, была эмоциональная усталость. Я был артистом и сочинял песни для других артистов. Я так зарабатывал из дома. Но когда ты весь день с детьми, ты эмоционально устаёшь. И это значит, вся креативность исходит из твоих эмоций, так что ты просто выжат, всё. Так что времени ни на что больше нет. Времени подремать, расписаний, перерывов, времени на готовку: со всеми типами времени туго. У тебя ни на что нет времени. И некоторых людей не устраивает, как их супруги справляются с домашним воспитанием. Потому что супруг просто не понимает. Я как-то говорил с другом, он говорит: «Чувак, я прихожу с работы домой, ящики открыты, одежда свисает с ящиков, дети всё ещё в пижаме… И неужели так сложно приготовить ужин к моему приходу?» Меня начало колбасить, понимаете, о чём я? Он пытался со мной пооткровенничать… А я ответил: «Ты не имеешь ни малейшего понятия, о чём говоришь».

О родительских слабостях, которые принято скрывать

Супруги Руфус Гриском и Алиса Фолькман, создатели сайта для родителей Babble.com, перечисляют знаменитые «родительские табу» — вещи, о которых не принято говорить, слабости, в которых нельзя признаваться, и за которые есть риск получить осуждение окружающих. Речь идет, конечно, о внутренних переживаниях, которые так или иначе испытывают почти все родители и которых совершенно не стоит стыдиться. Ни по каким причинам, никогда.

«Я получала удовольствие от своей беременности, я обожала это время. Я испытывала невероятное чувство связи с близкими. Я чувствовала себя этаким «сосудом надежды на будущее» всего человечества. Это было действительно прекрасно. Однако возвратившись домой, я внезапно почувствовала себя оторванной, запертой и отгороженной от всего мира. Эти чувства меня поразили. Я ожидала, что будет нелегко, что будут бессонные ночи, постоянные кормления, однако я не ожидала такого чувства изоляции и одиночества. И я была действительно удивлена, что никто не рассказал мне о том, что я буду это чувствовать. Я позвонила сестре, с которой мы очень близки, и спросила её: «Почему ты не сказала мне, что я буду себя так чувствовать, что я буду испытывать чувство такого невероятного одиночества?» И она ответила мне: «Просто такое не говорят молодым мамам, ожидающим первенцев».

О том, что родители нуждаются в заботе не меньше, чем дети

Семейный консультант Диана Эйдельман дарит всем молодым родителям ПОДАРОК — именно так можно расшифровать аббревиатуру GIFT, в которой она собрала главные заветы для растерянных мам и пап, которые ходят по замкнутому кругу и пытаются понять, что же они делают не так, раз их ребенок плачет. За три с лишним десятка лет Диана видела сотни, тысячи пар, и она убеждена, что практика GIFT подходит всем. 

«Когда мой ребенок плакал, я фокусировалась на ребенке, на стрессе, который он испытывал, хотя вообще-то мне стоило фокусироваться на том, что происходит со мной, с моим телом в этот момент. Итак, когда ваш ребенок плачет — двигайтесь! (Go!) Возьмите его на руки и танцуйте! Не стойте в оцепенении, ходите по кругу, приседайте, в общем, двигайтесь. Затем — вдохните! (Inhale) И выдохните! Вы не представляете, сколько сил дает один глубокий вдох — и выдох».

Мы не будем пересказывать все выступление, чтобы не портить вам удовольствие, и, хотя некоторым родителям эти шаги могут показаться очевидными, мы согласны с Дианой в том, что наше тело — это мост, который соединяет ребенка с окружающим миром, и именно поэтому нам нужно уделять себе и своим реакциям не меньше, а иногда и больше внимания, чем детским.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Верьте, свет в конце тоннеля, точнее, 8-часовой сон, существует!
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.