Советы от практикующих Монтессори-педагогов
Первый школьный месяц почти прошел. Первоклассники наконец поняли, что учеба — это надолго. И даже если сначала дети рвались учиться, с энтузиазмом выбирая рюкзак, пенал и тетради, и весь сентябрь приходили домой с горящими глазами, наступает день, когда они просыпаются утром со словами: «Не хочу в школу!» и рыдают на пороге.
Учителя, работающие по системе Монтессори, знают, как помочь детям в этой ситуации, и делятся опытом. Вот десять фраз, которые помогут ребенку успокоиться и настроиться на учебный лад снова.
Младшие школьники, особенно те, кто не ходил в детский сад, могут переживать из-за того, что мама оставляет их в школе на целый день. Когда эйфория первых школьных недель проходит, детям может быть неуютно из-за новых требований и новых людей вокруг. Убедите ребенка в том, что в школе он находится под охраной других взрослых, к которым может обратиться за помощью в любой момент.
Эта фраза хороша для случаев, когда ребенок не хочет идти в класс, с плачем цепляясь за родителя. Не стоит говорить: «Это просто школа, что ты ревешь!» Лучше признайте детские чувства, скажите, что вы видите, как первокласснику трудно, но вы в него верите. Родительская уверенность передастся ребенку, и ему проще будет отпустить маму.
Детям важно понимать, что их ждет. Чем четче описан их день, тем спокойнее они идут в места, где чувствуют себя неуверенно.
Обозначьте время не цифрами, а контрольной точкой. Когда ребенок поймет, что мама точно приходит в одно и то же время, его беспокойство уменьшится.
Или какую поделку вы будете делать? Какие примеры ты научишься решать сегодня? Одним словом, найдите то, что нравится ребенку и что привлекает его в школьном дне.
Напомните школьнику о приятелях, с которыми он любит играть. Всегда приятно идти туда, где тебя ждут.
Поговорите о чувствах, но не задавайте вопросы в лоб, а старайтесь интересоваться нейтральными вещами, чтобы ребенок смог рассказать вам о себе. Не думайте, что разговор по душам с утра — это трата времени. Лучше провести десять минут в тихом разговоре, чем пропустить первые два урока и работу из-за утренней истерики.
Предложите ребенку самому выбрать способ помощи, когда он спокоен. Тогда в экстренный момент родители смогут знать, из чего выбрать.
Предложите школьнику рассказать о запоминающихся моментах дня. Говорить о плохом обычно гораздо проще, да и родители чаще хотят быть в курсе проблем, чтобы вовремя на них отреагировать. Однако если все время говорить о сложностях, у ученика возникает чувство, будто школа — это место вечных проблем. Говорить о хорошем тоже важно!
Если ребенку трудно прощаться или вообще выходить из дома, напомните ему о том, что после занятий его ждут приятные дела. Жизнь не состоит только из уроков и домашних заданий: прогулки, игры и качественное время с родителями — это тоже часть жизни школьника.
Впервые текст был опубликован 2 октября 2018 года.