5 развивающих игр, которые тренируют счет, логику и интеллект

5 развивающих игр, которые тренируют счет, логику и интеллект - слайд

Родителям тоже будет нескучно!

Журналист Наталья Калашникова и консультант по развитию детей Оксана Туркина собрали подборку из 5 игр, которые помогут дошкольнику и младшему школьнику полюбить учиться, а также познакомят с такими понятиями, как «количество», «порядок», «форма», «подобие», с пространственными соотношениями и правилами взаимодействия.


«Я — один, мама — два!»

игра для малышей, которые только осваивают счет

Как играть:

Нужно считать с ребенком по очереди, вдвоем или втроем.
Малыш: «Один!»
Мама: «Два!»
Старшая сестра папа или бабушка: «Три!»

Лучше не просто проговаривать скороговорку «1-2-3-4-5», а перекладывать предметы — кубики, счетные палочки, ягоды — из миски в миску. Так же можно освоить и порядковые числительные: первая ягодка, второй кубик, третья конфета!

Что дает игра:

Уверенность в себе и в своих силах, радость знания. Интерес к придумыванию собственной похожей игры: например, считать не все подряд, а складывать кубики отдельно, пирамидки — отдельно. Или делить конфеты между всеми: мне первая, брату вторая, маме третья, папе четвертая. В этом варианте малыш становится всесильным: он одаривает всех благами, все говорят ему спасибо. Для этой игры также очень важна радость признания: взрослые участники не забывают восхищаться, когда ребенок правильно назвал свое число. И конечно, не огорчаются, если малыш сбился.


«Мама, а теперь сколько?»

игра для детей, которым нужно улучшить навыки ориентации в пространстве

Как играть:

Сначала нужно просто считать шаги. Взрослый может предложить подумать, сколько шагов до мамы. А затем пройтись и посчитать. После этого ребенок проходит некоторое количество шагов молча, а взрослый — считает или пытается угадывать с закрытыми глазами по топоту маленьких ног, сколько шагов было пройдено. Затем нужно сравнить, сколько ребенок прошел, сколько взрослый насчитал.

Что дает игра:

Игра развивает глазомер, дает навык проявления инициативы в игре (и в жизни).


«Пальчики и зайчики»

игра от педагога Жени Кац для малышей, которые  любят пальчиковые игры

Как играть:

Из-за спинки кровати, из-за края стола, из-за своей ладони нужно поднять вверх четное количество пальцев и спросить: «Сколько зайчиков за забором?»

Эта игра хороша, когда ребенок только начинает осознавать количество и «считать». Детей обычно приводит в восторг сам факт того, что они поняли, как это работает. Когда малыш усвоит материал, он сам захочет показать родителям «зайцев» — неловко, но самостоятельно. Не нужно говорить, что что-то неправильно, если ребенок покажет 5 пальцев. Зайцев все равно три, только один одноухий! Заодно можно посчитать, сколько за забором цыплят (пальцы вниз).

Что дает игра:

Ощущение, что познание — процесс увлекательный и интересный, что решать задачи, напрягая мозги, — это здорово. Кроме того, развивает логическое мышление и тренирует навыки счета.


«Построй, как я!«

игра для детей, которые боятся делать ошибки

Как играть:

Взрослый строит простую башенку из кубиков — из 3, 4, 5, в зависимости от возраста и навыков ребенка. И говорит: «А теперь ты построй такую же! Здорово! Давай посмотрим, она такая же? Со всех сторон такая же?»

Если малыш доволен своей работой и искренне верит, что его башенка точно такая же, не настаивайте, согласитесь. Если ребенок уже подрос и явно хитрит, просто сравнивайте: «Тааак, с этой стороны три красных кубика и синяя плашка, с этой видно два красных кубика и плашку… Давай посмотрим еще раз!»

После этого ребенок строит башенку, а взрослый должен повторить: старательно, не торопясь, рассуждая вслух: «Так, вниз нужно положить желтую плашку, на нее поставить синий кубик и красную пирамидку, верно? Надо со всех сторон посмотреть, проверить.»

Что дает игра:

Эта игра тренирует совместное внимание, пространственное мышление, визуальную память и воображение. Эти когнитивные навыки не только пригодятся на уроках школьной геометрии и математики, но и, возможно, станут залогом успешной научной карьеры. Обсудите с ребенком, как работает ученый, архитектор или инженер, задумавший здание или мост. Это поможет ребенку подключить к процессу метакогницию — процесс наблюдения за собой: как я строю, как я учусь, что я делаю, помогает ли мне то, что я делаю, достичь желанного результата.

Кроме этого, игра учит детей конструктивному отношению к ошибкам: ошибка – не неудача, ошибки надо искать и исправлять, и все будет отлично.


«Построй и нарисуй!»

игра для детей от 5 лет

Как играть:

Взрослый предлагает ребенку построить башенку из 3-4-5 (для начала) кубиков, потом нарисовать ее на листе в крупную клетку по клеткам, затем передать листок маме или брату, чтобы они  по чертежу построили башенку. Со временем можно рисовать башенку со всех сторон — в проекции. Если ребенок отказывается давать кому-то рисунок («а вдруг заберет?!»), пусть сам строит вторую башенку по своему чертежу (первую на время можно прикрыть). А потом сравнит — получились ли одинаковые башенки? Если нет, то что отличается?

Что дает игра:

Задание делает детское произведение универсальным, воспроизводимым — и этот путь ребенок проделывает сам. Зачастую занятия с ребенком строятся по принципу «мама показывает, ребенок повторяет», и это действительно нужный и важный этап. Однако в какой-то момент необходимо дать ребенку свободу для проявления собственной инициативы, предложить ему в игре стать главным, направлять и руководить партнером по игре.

Это дает возможность развиться навыкам самоуправления, творческого сотрудничества, а также дает ребенку почувствовать себя «за рулем» в своей собственной жизни — пусть для начала понарошку, в безопасном коконе игры. Этот маленький успех в дальнейшем неизбежно захочется закрепить в реальной жизни.


Во что еще можно играть для развития конгнитивных способностей

• В игры с конструкторами, в которых ребенок строит что-то свое — красивое или функциональное и требующее воображения, образного мышления и умственного напряжения.

• В сюжетно-ролевые игры. Это универсальный способ всестороннего развития ребенка и естественный способ его существования. В игре ребенок может проработать тревожащее его событие из прошлого, отыграть новые ситуации, в которых он, возможно, еще чувствует себя неуверенно (приход новой воспитательницы в детском саду или конфликт с другим ребенком или родственником).

• В игры из горохового конструктора (размоченный нут и зубочистки — и гороховый конструктор готов). Можно делать зверей, замки, железную дорогу с поездом. Такой конструктор заставляет упрощать форму до символических образов — тонкая зубочистка может быть и ногой, и ухом, а горошина — глазом и лапой. Развивая воображение таким образом, ребенок учится приписывать разное значение одному и тому же предмету, обобщать и упрощать. В дальнейшем эти навыки находят широкое применение в алгебре, где, например, х может быть любым числом. Это упростит ребенку понимание знаковых систем (математика, языки), и он не будет «отключаться» из-за того, что чего-то не понимает. А меньше переживаний — больше интереса к учебе.

Материалы по теме
->